Swiss Jazz Weekend. Elina Duni Quartet (Швейцария-Албания)

Swiss Jazz Weekend. Elina Duni Quartet (Швейцария-Албания)
16 апреля 2016 19:00

Материал этого проекта — преимущественно авторская музыка Элины Дуни, основанная на балканском фольклоре, или сам этот фольклор, адаптированный к принципам модального джаза.

16 апреля в 19.00 в Малом зале концертом Elina Duni Quartet (Швейцария-Албания) откроется проект Swiss Jazz Weekend.

Квартет вокалистки Элины Дуни — формация с интересной и непростой предысторией. О нём обычно сразу говорят как об одном из главных европейских этно-джазовых прорывов в масштабах мира: упоминается и попадание в элитную «сборную» швейцарских коллективов, поддерживаемых национальным советом по культуре, и внимание к ансамблю известнейшего германского лейбла ECM Music, и многочисленные международные премии. «Я никогда не хотела быть певицей, которой просто аккомпанируют,- говорит сама Элина.- С самого начала я дала музыкантам пространство для импровизации, а со своим собственным голосом экспериментировала постоянно. Это просто ещё один инструмент. Со временем мы выработали понимание, которое позволяет нам идти вместе куда угодно…»

Идти за Дуни, однако, непросто. Она родилась в Албании во времена коммунистического режима и, хотя занятия вокалом и скрипкой ещё в детстве позволили ей регулярно появляться на национальном телевидении и радио, стилистика официально разрешённой музыки ограничивалась классикой и консервативным фольклором. Лишь в 1992-м она вместе с семьёй получила возможность перебраться в Женеву, где занялась классическим фортепиано на консерваторском уровне и понемногу открыла для себя джаз. Однако артистическая натура и голод до всего того, что раньше было под запретом, требовали от Элины пробовать всё: она снималась в кино, параллельно писала для кинематографа музыку, ездила на родину в составе джазового дуэта, играла Чехова в театре, пробовала свои силы в абсурдистско-электронном проекте «Extrangers In The Noise», а потом и вовсе отправилась на несколько лет в Нью-Йорк, решив попробовать себя в единоборстве с незнакомым мегаполисом. По возвращении в Швейцарию изучала теперь уже джазовую композицию и вокал в Берне, перебравшись из франкоговорящей части страны на немецкий северо-восток. Именно здесь в 2008-м и был в конце концов сформирован квартет, ставший главным проектом Элина на все последующие годы.

Иных занятий Дуни не оставляла: театр, сотрудничество с именитыми лидерами в их проектах, многочисленные именные стипендии и гранты никуда не делись; а в 2014-м она выпустила первый сольный альбом «Muza e Zezë», где аккомпанировала себе самостоятельно. Но именно квартет с участием пианиста Колина Валлона, контрабасиста Лукаса Тракселя и барабанщика Норберта Пфамматтера по-настоящему открыл её миру.

Материал этого проекта — преимущественно авторская музыка Элины, основанная на балканском фольклоре, или сам этот фольклор, адаптированный к принципам модального джаза. Происхождение Дуни позволяет ей свободно обращаться сразу с несколькими языками, с которыми она соприкасалась в Албании: она поёт на собственно албанском, греческом, румынском. Но главный феномен квартета (а это именно феномен!) — в том, с какой естественной лёгкостью Дуни объединяет своё фольклорное прошлое и джазовое настоящее, обходя все мыслимые стереотипы и ни на секунду не опускаясь до образа бесшабашной роковой балканской женщины. Первые два альбома квартета, выпущенные на сравнительно малоизвестных лейблах, доказали её способность совмещать несовместимое настолько убедительно, что квартет взял под своё крыло легендарный Манфред Айхер, основатель и продюсер ECM Records — а от этого лейбла можно ждать чего угодно, кроме коммерческой эксплуатации идей балканской свадьбы…

Основной принцип работы квартета Дуни — это взаимопроникновение поэзии и музыки. Блестящий пианист Колин Валлон, имея достаточно возможностей для самовыражения в других проектах, здесь отвечает скорее за общую драматургию звука: скупость и глубина его игры по-настоящему кинематографичны и неотделимы от текста. Однако и текст не статичен: как говорит сама Элина, «мы не чувствуем себя обязанными исполнить песню одинаково два раза подряд… мы каждый раз заново собираем воедино всю ту энергию, которой требует поэзия».

Что это за энергия? Энергия голоса самой Дуни, конечно: голоса уникального, широкого диапазона и большой глубины, натренированного в первую очередь на фольклорную обнажённость чувств и весь спектр человеческих эмоций, не ограниченных искусственно. Энергия фортепиано Колина Валлона, способного на самые виртуозные решения и пассажи, но ставящего себе в этом квартете задачу подчинения своей музыке общему замыслу, превращения фортепиано из ключевого инструмента ансамбля в инструмент, равный в правах с остальными. Энергия контрабаса Лукаса Тракселя, нашедшего новую ритмическую формулу далеко за пределами традиционного джазового свинга и тем не менее сохранившего в музыке тот корневой пульс, который родился в ней ещё до появления человеческой речи. Энергия ударных Норберта Пфамматтера, одного из лучших барабанщиков современной Европы, мастера полиритмии и приглушённой ярости.

О квартете Дуни можно много говорить в традиционных восторженных терминах музыкальных критиков. Но правда в том, что мало какому составу за всю историю джаза удавалось настолько полно вернуться к интуитивно понятной любому слушателю народной музыке, оставаясь при этом безусловно джазовым коллективом.

Российский тур Elina Duni Quartet организован красноярским концертным агентством «Кипрей» при поддержке швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция»

Продолжительность — 1 час 30 минут

1 отделение

Стоимость билетов: 400 — 1000 рублей

Комментарии