БФМ. Блок «Имена». Ишу Патель (Канада). Программа «Игра в бисер»

БФМ. Блок «Имена». Ишу Патель (Канада). Программа «Игра в бисер»
29 марта 2015

29 марта, 15:30 / Большой зал

Ишу Патель родился в Индии, под Ахмедабадом. Его родители, некрупные землевладельцы, смогли обеспечить сыну образование сначала в Индии, потом в Швейцарии. Обучаясь в Швейцарии, Ишу Патель выиграл грант Фонда Рокфеллера на обучение анимации в Северной Америке и выбрал Национальный киносовет Канады (NFB) в качестве места стажировки. Именно в NFB он и снял свой дебютный фильм «Как смерть пришла на землю» /How Death Came to Earth, 1971/. В древней индийской легенде, рассказанной Пателем, чувствовалось прямое влияние его учителя, итальянского аниматора Джулио Джанни.


Во время короткого возвращения на родину Патель преподавал в Ахмедабадском институте графических искусств и снял «Три подарка» /The Three Gifts, 1972/ – своеобразный аналог сказки о золотой рыбке, но на индийский манер. Одна бедная семья могла попросить у богини Кали исполнить три любых желания, но потратила такую возможность впустую и осталась ни с чем.

В 1973 году Ишу Патель вернулся в Монреаль и стал постоянным режиссером NFB. Первым делом он завершил трилогию о сексуальном образовании, начатую еще во время первого визита в Канаду. В нее вошли фильмы About Conception and Contraception (1972), About Puberty and Reproduction (1974) и About VD (1974). После блока фактически прикладных работ, Патель снял свой самый абстрактный и экспериментальный фильм «Перспектрум» /Perspectrum, 1974/. Изучая возможности передачи различных настроений через одноцветные геометрические фигуры, Патель создал завораживающий фильм-танец линий и симметрий, заслуживающий сравнения с опытами Нормана Макларена.

Кстати, именно Макларен заронил в душу индийского мальчика Ишу Пателя страсть к мультипликации. Однажды в школу, где учился Патель, привезли коробку с фильмами NFB. В подборку вошли картины для индийских детей явно необычные. Патель вспоминает: «К всеобщему удивлению, первый фильм, который стал показываться, был не игровой картиной и не обычной анимацией, к которым все уже привыкли. Это было быстродвижущееся абстрактное изображение с замечательной музыкой. Через три минуты оно закончилось, и кто-то воскликнул: «О, нет! Проектор опять сломался!» Но проектор не сломался, просто фильм шел всего три минуты. Все захотели посмотреть его еще раз, и еще раз. Это был Blinkity Blank». Патель снял не много фильмов, однако практически каждая из его короткометражек становилась громким событием. «Afterlife», «Bead Game», «Top Priority», «Paradise» получили множество престижных призов и вошли в золотой фонд мировой анимации.

Пожалуй, больше всего в фильмографии Пателя поражает абсолютная непохожесть его фильмов друг на друга. Все они сделаны в разных техниках, эстетиках, посвящены разным темам. Например, сделанная из маленьких бусинок «Игра в бисер» /Bead Game, 1977/ появилась как реакция художника на ядерные испытания и создание Индией своей первой атомной бомбы. Патель показал в этой короткометражке неиссякаемое пристрастие человечества к агрессивному и воинственному поведению. «Игра в бисер» завоевала приз BAFTA как лучший короткометражный недокументальный фильм и была номинирована на Оскар в короткометражной анимации.

Совсем иной фильм - «Жизнь после смерти» /Afterlife, 1978/. Он выполнен в технике пластилиновой перекладки на стекле с нижней подсветкой. В импрессионистичной манере Патель совмещает в одном кадре сведения о новых научных открытиях, мифы и суеверия, пытаясь найти на стыке этих вроде бы несовместимых представлений ускользающую правду об ином мире.

Фильм получил гран-при на фестивалях в Аннеси и Монреале, а также, что тоже немаловажно, послужил первым ярким анимационным вдохновением для японского режиссера Коджи Ямамуры. «Парадиз» /Paradise, 1984/ изображает мифический пейзаж: ослепительный замок, окруженный пышным тропическим садом. Во дворце – император. В саду – птица, завидующая золотой пышности царской жизни. Однако птица быстро осознает, что золотая клетка не может сравниться со свободным небом. Притча о свободе и равенстве в самом сердце рая не была бы столь впечатляющей, если бы не уникальная техника, которую использовал Патель. Целлулоидная анимация, перекладка, перфорирование с нижней подсветкой и многократная экспозиция создают вкупе редкий и необычный эффект. «Парадиз» выиграл множество призов от Лос-Анджелеса до Гамильтона, Аннеси и Мельбурна.

Каждый фильм Пателя и в техническом, и в визуальном, и в философском смысле похож на загадку, которую предстоит еще раскрыть исследователям. Впрочем, куда важнее, как разгадывает эти небольшие, но очень значительные анимационные реплики каждый отдельный зритель, открывая для себя в мерцающих картинах режиссера и страшные, и успокоительные идеи, тонкие и мудрые ответы на сокровенные вопросы человеческого бытия.

ИГРА В БИСЕР

Легендарный канадский режиссер индийского происхождения, обладатель двух номинаций на премию «Оскар», берлинского медведя, гран-при фестиваля в Аннеси и множества других престижных призов.

Ишу Патель родился в Индии и получил степень бакалавра изобразительных искусств в Университете Бароды. Стипендия фонда Рокфеллера позволила молодому художнику отправиться на стажировку в Национальный Киносовет Канады (NFB), куда он стремился с детства, впечатленный школьным просмотром анимационных фильмов Нормана МакЛарена. Впоследствии Патель остался работать на NFB и именно здесь сделал практически все свои анимационные работы.

Создавая свое сложное, артистичное, графичное и изысканное кино, Патель задается вопросами самого глобального порядка. Развитие технологий – это зло или благо? Что ожидает человека после смерти? Что нужно человеку для счастья? Большинство картин режиссера сделаны в уникальных техниках, начиная от анимированием пластилина на подсвеченной поверхности до бисерной анимации и перфорирования.

Программа «Игра в бисер»

12+ / 56 минут

ИГРА В БИСЕР / BEAD GAME

Режиссер: Ишу Патель/ Ishu Patel, студия: NFB, Канада, 1977, 6 мин. 35 сек., стоп-моушн

Завораживающий своим новаторством анимационный этюд, в котором тысячи бисеринок собираются в узоры и образуют контуры разнообразных существ, реальных и мифических. В картине рассказывается о духе соревновательности, неизменно владеющим человеком, и постоянной борьбе за власть над другими. В процессе эволюционного развития люди изобретают все новые средства для достижения своих целей, пока их сложные творения не выходят из-под контроля, разрушая в итоге своих создателей. Развитие технологий – зло или благо? Драматический конец фильма не дает однозначного ответа.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ / AFTERLIFE

Режиссер и аниматор: Ишу Патель/ Ishu Patel, студия: NFB, Канада, 1978, 6 мин. 15 сек., стоп-моушн.

Что такое смерть? На что она похожа? Фильм предлагает свой оригинальный и смелый ответ на эти вечные вопросы. Основываясь на результатах последних исследований, а также на древних мифах и внекультурных верованиях, режиссер представляет посмертное существование в виде методического, но увлекательного осмысления полученного при жизни опыта.

ПЕРСПЕКТРУМ / PERSPECTUM

Режиссер и аниматор: Ишу Патель/ Ishu Patel, студия: NFB, Канада, 1975, 6 мин. 30 сек., стоп-моушн.

Анимационная картина о простых геометрических формах, тонких и плоских, как игральные карты, но расположенных таким образом, чтобы создавалось ощущение перспективы. Полученный эффект чем-то напоминает калейдоскоп, где узоры постоянно меняются. Аккомпанементом к этим метаморфозам звучит кото или японская цитра, старинный 13-струнный щипковый инструмент. Переходы цветов от темного к светлому и эффект прозрачности достигнуты с помощью многократной выдержки. Компьютерных технологий в те времена не существовало.

ВЫСШИЙ ПРИОРИТЕТ / TOP PRIORITY

Режиссер, аниматор и продюсер: Ишу Патель/ Ishu Patel, студия: NFB, Канада, 1981, 9 мин. 10 сек., стоп-моушн.

Семья, страдающая от засухи, не сводит глаз с горизонта, где облако пыли должно возвестить о появлении долгожданного насоса. Вместо этого приезжает военный конвой. Его высший приоритет – боевые действия на территории соседнего государства, а не помощь умирающим от жажды людям.

РАЙ / PARADISE

Режиссер, аниматор и продюсер: Ишу Патель/ Ishu Patel, студия: NFB, Канада, 1984, 15 мин. 20 сек., рисованный.

Безупречная с визуальной точки зрения картина рассказывает о выборе между красивой жизнью и свободой. В сияющих палатах хрустального дворца великолепный представитель семейства пернатых каждый вечер танцует для императора. Другая птица, черного цвета, отчаянно завидует более успешной конкурентке, и жаждет попасть во дворец. Но когда это наконец случается, она понимает, что жизнь во дворце не сравнится с красотой открытого неба и свободой лететь, куда угодно.

БОЖЕСТВЕННЫЙ ЖРЕБИЙ / DIVINE FATE

Режиссеры: Ишу Патель/ Ishu Patel и Дагмар Тюфель/ Dagmar Teufel, студия: NFB, Канада, 1994, 10 мин. 45 сек., смешанная техника.

В отдаленной вселенной двое людей оказываются на удивительной планете. Силы, правящие этим миром, готовы исполнить любую просьбу посетителей, если взамен те предложат что-то достойное. Сперва пришельцы играют по правилам, но вскоре жадность застилает им глаза, и они начинают игнорировать общепринятые духовные принципы. Из-за их действий планета погружается в хаос, из которого постепенно начинает формироваться новая альтернатива прежнему мироустройству. Теперь чужакам придется самим решать свою судьбу.

Продолжительность: 56

Возрастные ограничения: 12+

Подробнее

Комментарии