«Русский реквием» стал откровением для публики. Потрясающим!
11 февраля на сцене Большого зала Красноярской краевой филармонии впервые в Красноярске была исполнена оратория «Русский реквием» современного композитора Александра Чайковского, монументальное произведение, посвященное российской истории. Концерт, проходит в рамках музыкально-информационного форума газеты «Музыкальное обозрение».
Для исполнения оратории на сцену Большого зала поднялись лучшие творческие силы Красноярска — Красноярский академический симфонический оркестр под управлением Андрея Аниханова, художественного руководителя Ростовского симфонического оркестра и бывшего главного дирижера знаменитого Михайловского театра в Санкт-Петербурге, объединенные хоры Красноярска (хор студентов Красноярской государственной академии музыки и театра, хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ», образцовый Красноярский детский хор и филармонический хор мальчиков и юношей «Каприччио») под управлением хормейстера Константина Якобсона, а также солистки Театра оперы и балета.
Профессор Московской консерватории, художественный руководитель Московской филармонии и народный артист России Александр Владимирович Чайковский написал «Русский реквием» в 2005-м году, к 60-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Масштабное ораториально-симфоническое полотно в восьми частях, в котором используются стихи Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, Федора Тютчева, Сергея Есенина и других великих русских поэтов, автор посвятил потрясшим 20-е столетие войнам, от Русско-Японской до Второй Мировой, и памяти всех русских людей, павших на этих войнах.
«Пусть „Русский реквием“ станет хотя бы малой толикой всеобщей благодарности героям войны от спасенных ими поколений, которым предстоит жить дальше», — сказал композитор об этом сочинении. Помимо «Русского реквиема» в концерте 11 февраля были исполнены увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингера» Рихарда Вагнера и уникальное коллективное симфоническое сочинение «10 взглядов на 10 заповедей».
В рамках этого произведения 10 современных российских композиторов попытались выразить в музыке свои взгляды на библейские заповеди. Авторами необычного концерта стали Андрей Эшпай, Михаил Броннер, Роман Леденев, Александр Чайковский, Александр Вустин, Рустэм Сабитов, Юрий Воронцов, Сергей Жуков, Сергей Павленко и Ефрем Подгайц.
После концерта своим впечатлением поделились некоторые, весьма искушенные в музыке, зрители.
Людмила Гаврилова, доктор искусствоведения, завкафедры истории музыки КГАМиТ: — Концерт для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» — оригинальное сочинение, по идее и воплощению. Я слушала и с удовольствием угадывала авторов. Такие опыты редки, а в результате получается нечто неожиданное не только для зрителей, но и для самих композиторов. «Русский реквием» очень значительное сочинение не только в творческом багаже Александра Чайковского, но и композиторов России в целом. Не часто современные композиторы обращаются к этому жанру. Чайковский обратился не к каноническим текстам, а к стихах русских поэтов, чтобы призвать, пробудить сознание современников, заострить внимание на том, что вокруг нас и остановить страшные грядущие события… Мы же смогли убедиться, что у нас есть прекрасные исполнительские силы, которым подвластны сложные партитуры.
Владимир Пономарев, член региональной организации «Союз композиторов России»: — «Десять взглядов…» совершенно блестящее произведение, которое не только представляет разных композиторов, но и разные тенденции в музыке. Все фрагменты связаны одной темой, всё сделано здорово, мастерски. Впечатление от прослушивания великолепное.
Михаил Бенюмов, руководитель Красноярского камерного оркестра, профессор: — Очень хорошая музыка. В исполнении всё сбалансировано, замечательно пел сводный хор. Мне очень приятно было побывать на первом исполнении реквиема в Красноярске. Приятно, что акустика БКЗ сейчас позволяет реализовывать такие произведения, такие формы.