Музыкальный поклон Сурикову: «История Мастера»

Музыкальный поклон Сурикову: «История Мастера»

В день рождения нашего великого земляка, прославленного живописца Василия Ивановича СУРИКОВА, в Красноярске состоится грандиозное событие — мировая премьера оратории Владимира Примака «История Мастера». 24 января будет представлена музыкальная драма, рожденная под влиянием семи выдающихся исторических полотен Сурикова.

Премьера обещает стать одним из самых ярких событий VI Зимнего суриковского фестиваля искусств. В ней задействовано около двухсот артистов: Красноярский хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ» под руководством Константина Якобсона, камерный оркестр под управлением Михаила Бенюмова, студенческий хор и симфонический оркестр Красноярской государственной академии музыки и театра, хор Красноярского театра оперы и балета. Среди приглашённых участников премьеры — солист Государственного академического Мариинского театра, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Александр МОРОЗОВ (бас). В исполнении оратории также принимают участие солисты Красноярского театра оперы и балета Анастасия Лепешинская и Виталий Осипов. Главный хормейстер — ректор КГАМиТ Константин ЯКОБСОН, главный дирижёр — Валерий ШЕЛЕПОВ. Художественный руководитель проекта и автор идеи — доктор искусствоведения, профессор Людмила ГАВРИЛОВА.

Это уже не первое обращение сибирских композиторов к творчеству В. И. Сурикова. Известна симфоническая поэма О. Меремкулова «Посвящение В. И. Сурикову», «Утро стрелецкой казни» И. Флейшера; в 2008 году в Красноярске исполнялась симфония для русского оркестра Владимира Пороцкого «Суриковская Русь». И вот, спустя четыре года, на родине мастера впервые прозвучит произведение норильского композитора Владимира ПРИМАКА — оратория для чтеца, меццо-сопрано, баса, смешанного хора и симфонического оркестра.

Основная идея музыкальной драмы «История Мастера» — воплотить в звуковом мире оратории страницы русской истории, воспринятые сквозь призму художественного мышления выдающегося живописца и осмысленные в новом историческом контексте композитором — нашим современником.

По мнению кандидата исторических наук Л. Тульцевой, полотна Сурикова неразрывно связаны с традициями русской православной церкви и пронизаны ритуально-семантическими смыслами. Один из них — семь свечей в картине «Утро стрелецкой казни». Магическая цифра определила и семичастную структуру оратории, обрамленную Прологом и Эпилогом. В начале каждой части исполнительница будет зажигать одну из семи свечей, как символ очередного этапа жизни художника.

Немаловажно, что исследователи отмечают семь крупных полотен, принадлежащих мастеру, про которые он сам сказал следующее: «Стрельцов», «Меншикова» и «Морозову» — не мог не написать; «Снежный городок» и «Ермака» смог написать; «Суворова» мог не писать; «Стеньку» так и не смог…». Иллюстрацией к оратории будут служить семь картин В. И. Сурикова, проецированные на большой экран. Перед эпилогом прозвучит песнопение «Ныне отпущаеши раба твоего…», во время которого погасят все семь свечей, ибо, по свидетельству историков, именно столько свечей горело 6 марта 1916 года у гроба художника.

В либретто Владимир Примак использовал стихи М. Волошина, В. Захарова, интервью В. Сурикова М. Волошину, «Откровение Иоанна Златоуста» (Апокалипсис), молитву старца Симеона, Третий псалом Давида, Славословие, «Повесть о боярыне Морозовой» (летопись XVII века), казачий песенный фольклор.

«Мне самому всегда хотелось знать о художниках то, что вы хотите обо мне написать, и не находил таких книг. Я вам всё о себе рассказал по порядку. Думал, так жизнь моя и пропадёт вместе со мною. А тут всё-таки кое-что останется…», — такие слова звучат в финале оратории «История мастера».

Премьера состоится 24 января 2012 года в 19.00 на сцене большого концертного зала Красноярской филармонии.

Дата публикации: 10.01.2012

Комментарии