Шуточный балет о беззаботной любви

Нечасто театры оперы и балета балуют зрителей жизнерадостными постановками. Так уж повелось, что обычно классическое оперное и хореографическое искусство питается трагическими сюжетами. Но в завершение XXXIII сезона, вслед за солнечной комической оперой «Любовный напиток» Г. Доницетти, театр выпускает легкий комический балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля. О сюжете постановки, ее актуальности и об особенностях танцевального рисунка мы расспросили хореографа-постановщика художественного руководителя балета заслуженного артиста России Марка Перетокина.

— Марк Владимирович, какую историю вы расскажете зрителям в новом балете?

— В основу нашего спектакля будет положен тот же сюжет, что и в большинстве классических постановок «Тщетной предосторожности». Богатая фермерша Марцелина мечтает выдать племянницу Лизу за Никеза, который является выгодным женихом. Но сердце девушки принадлежит молодому крестьянину Колену. Тетушка строго стережет красавицу, и чтобы встретиться, влюбленным приходится проявлять чудеса изобретательности.

— Впервые балет был поставлен в конце XVIII века, но сюжет его не перестал быть современным, не так ли?

— Еще бы. Он создан на злободневную тему — как бы удачней выдать девушку замуж. И сегодня каждый родитель хочет, чтобы брак его ребенка сложился благополучно. Тот, кто имеет возможность познакомить дочку с перспективным женихом, старается ее не упустить.

Я и сам своей взрослой дочери желаю счастливого и безбедного будущего. Но молодые редко слушают мудрые советы взрослых, они поддаются чувствам, редко задумываясь о том, что ждет их впереди. И любовь, все-таки, побеждает.

Очевидный плюс балета «Тщетная предосторожность» — легкое жизнерадостное настроение. В сущности, он и создан был на одном дыхании, буквально на лету. Хореограф Жан Доберваль и Луи Герольд отмечали очередную премьеру в кабачке, шутили, весело смеялись, наслаждаясь при этом превосходным французским вином, и вдруг одному из них пришла мысль создать шуточный балет. Так, чтобы он получился легким и комедийным. Ударили по рукам, и чуть ли не за две-три недели композитор сочинил музыку к балету. Но изначально спектакль не имел большого успеха — к нему отнеслись как к театральной безделушке.

— Можно только восхищаться беззаботностью французов, которые в канун Великой французской революции, невзирая на народные волнения, выпустили балет с легкомысленным сюжетом.

— Россия, я думаю, не менее веселая страна. Какие бы события ни происходили, мы не переставали выпускать спектакли. И в Великую отечественную войну, и во время общенациональных катастроф…

Между тем, идея вернуться к «Тщетной предосторожности» возникла и у следующего после Доберваля поколения хореографов…

Впоследствии, когда балет создавался уже на музыку Петера Гертеля, а хореографом выступил Александр Горский, к процессу подошли серьезней, и все танцы были более тщательно проработаны, додуман сюжет. Именно эта постановка и взята за основу красноярского спектакля.

— Какие собственные мысли вы привнесете в постановку?

— В нашем спектакле будет немного массовых сцен. Я сделаю акцент на комических игровых моментах в отношениях Лизы с Никезом и Коленом, Марцелины с Лизой и Мишо — отцом Никеза. Сюжет дает простор полету фантазии постановщика — можно бесконечно додумывать шутки. В красноярской «Тщетной предосторожности» будет множество комических жизненных ситуаций: когда дочь сбегает или прячется от Никеза, и так далее…

Большее место, чем в традиционных классических постановках, я отдам Марцелине. На мой взгляд, этот комический персонаж незаслуженно обделен вниманием предыдущих хореографов. Как правило, она исполняет всего один танец. У нас хлопочущая о счастливом замужестве племянницы тетушка задействована более активно. По моему замыслу, у нее будет больше танцев и смешных мизансцен. У меня была идея даже назвать балет «Веселая вдова, или ее тщетная предосторожность». Но решили оставить классический вариант. К слову, переклички с названием популярной оперетты Франца Легара неслучайны — по духу, по настроению этот спектакль больше походит на искрометный мюзикл, чем на балет в привычном понимании. Мы прибегнем к неожиданному повороту — в одном из составов Марцелиной будет народный артист России Александр Эдуардович Куимов…

— Женскую партию исполнит мужчина?

— Такой ход изначально подразумевался в спектакле для комического эффекта. Доверять характерные женские роли мужчинам — вообще в традиции классического балета. Например, в «Спящей красавице» партию феи Карабос обычно исполняет мужчина. В красноярской постановке ее танцует блестящая характерная артистка Анастасия Корешникова. Она, к слову, станет и одной из Марцелин. Думаю, спектакли с участием Александра Куимова и Анастасии Корешниковой будут настолько непохожими друг на друга, что я бы порекомендовал зрителям посмотреть их оба.

— Хореография «Тщетной предосторожности» считается сложной. С чем это связано и как, по вашему мнению, справится с трудностями красноярская балетная труппа?

— В основе хореографии — принципы французской и датской школ, для которых характерны низовые заноски, микродвижения, их не всегда легко исполнять русским танцовщикам. Российской балетной школе больше свойственны верховые прыжки и трюки. Солисты и артисты красноярской балетной труппы технично и виртуозно справляются с разными направлениями хореографии. Они хороши как в классике, так и в модерне, недавно освоили contemporary, готовясь к выпуску балета «Римские каникулы». Так или иначе, я буду ставить в расчете на наших танцовщиков. Но хочу, чтобы вы поняли — речь идет не об упрощении, а о создании новой версии. И низовые движения в спектакле все равно будут. Думаю, нелегко придется ведущим солистам, исполнителям партий Лизы и Колена. У них будет много па-де-де, адажио, вариаций… Однако, мы все равно создаем легкий, воздушный спектакль.

— Какие ведущие солисты будут задействованы?

— Вероятнее всего, в первом спектакле главные партии Лизы и Колена исполнят лауреат всероссийских и международного конкурса Анна Оль и лауреат всероссийских и международных конкурсов Дмитрий Соболевский. В следующих — лауреаты всероссийских конкурсов Екатерина Булгутова и Анна Гермизеева, а также Кирилл Литвиненко, Вячеслав Капустин, Иван Карнаухов, Демид Зыков. Я хотел бы, чтобы и для зрителя посещение театра стало настоящим праздником, и ребята станцевали с удовольствием.

Татьяна Антипьева

Комментарии