МИР БЕЗ КНИГ – это фантастика!?
В Красноярском театре оперы и балета состоялась премьера модерн-балета по мотивам романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Постановщик и автор либретто — молодой красноярский хореограф Снежана Здор, сценограф — Григорий Оксанич
Знаменитая антиутопия американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери (1920–2012 годы) рассказывает о тоталитарном обществе, в котором чтение и хранение книг запрещено законом. Все книги подлежат немедленному сожжению, чем занимаются «пожарные», одним из которых является главный герой романа — Гай Монтэг (его партию в спектакле исполняет артист Демид Зыков). Название романа объясняется тем, что 451 градус по Фаренгейту — это температура воспламенения бумаги.
Роман Брэдбери в наши дни стал ещё более актуальным, чем в середине прошлого века, когда был написан. Как это ни парадоксально, не только в тоталитарных, но и в самых свободных демократических странах, где законы рынка заменили цензуру и идеологический диктат, книги становятся ненужными, обременительными, слишком дорогими игрушками. Современным миром правит попса — и в политике, и в искусстве. Обитателям «Дома-2» книги в принципе не нужны.
Именно такой «прекрасный новый мир», мир гламура и глянца, мы видим в этом спектакле, очень зрелищном и ярком, современном по форме и музыкальным ритмам, где щедро использована музыка в стиле new age (медитативная и магическая), где джазовые синкопы сменяются завораживающими этническими мелодиями. На фоне выразительных фото — и видеоинсталляций органично смотрится модернистская хореография, языком которой рассказывается история бунта «пожарного» Монтэга, попытавшегося противостоять миру гламурных роботов и глянцевых зомби. Помогла ему в этом девушка Кларисса (Олеся Алдонина), познакомившая его с «другим» миром, миром искусства и литературы. Попытка Монтэга привлечь на свою сторону и жену Милдред (Надежда Власова) не увенчалась успехом.
Гай Монтэг теряет жену и работу, убегает из города и присоединяется к тайному обществу, члены которого пытаются спасти и сохранить для потомства книги и другие художественные и духовные ценности. Все они невольно становятся преступниками, которых полиция и «пожарные» преследуют и стараются уничтожить.
По сути, антиутопия Рэя Брэдбери рассказывает об отставании нравственного взросления человечества от научно-технического прогресса. И общество потребления, члены которого повторяют как заклинание: «Я счастлив!..», «Я счастлива!..», в действительности изнывает от безысходности и внутренней пустоты.
Спектакль производит сильное впечатление, хотя нет в нём образа сжигаемых книг, этот образ даже никак не обозначен. Ни в сценографии, ни в хореографии. Ни иллюстративно, ни символически. Может быть, потому, что в «прекрасном новом мире», в мире жадного потребления и бездумных развлечений, все книги уже сожжены?
Когда я поделился своими сомнениями с юной соседкой справа, она пылко заметила, что я слишком архаичен, а у современного балета — совсем другой язык. И этот язык понятен и близок молодёжи. Вероятно, она права, не случайно же в зале было так много молодых людей, которые бурно аплодировали по окончании спектакля. Этот балет поставлен молодыми для молодых. А молодость всегда права… Или не всегда?
Эдуард РУСАКОВ,
Фото Геннадий Каледа