Этно-джаз-лаборатория на «Саянском кольце». Чем закончился эксперимент?

Впервые в истории фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо» в нем приняла участие официальная культурная делегация Королевства Таиланд. И также впервые на Малой сцене была организована этно-джаз лаборатория

В составе делегации — второй секретарь Посольства Королевства Таиланд в России Оратай Пубунлап, группа артистов из Департамента изящных искусств Министерства культуры Королевства Таиланд и руководитель коллектива — Патчара Буатонк, обладатель Королевского ордена за заслуги в культуре. Почетные гости из Юго-Восточной Азии презентовали на фестивале целую программу, призванную познакомить гостей Шушенского с древней и многообразной тайской культурой. .

Научиться исполнять национальные тайские танцы все желающие могли на мастер-классе под руководством почетных гостей фестиваля 10 июля на Малой фестивальной сцене. Малая сцена и раньше не пустовала, а нынче «трудилась» что называется «от зари до зари». Днем на сцене проходили мастер-классы, на поляне все жалающие разучивали танцы народов мира и могли поиграть на гармошках, которые привез на фестиваль партнер Малой сцены красноярский магазин «Музыкальный мир» на Взлетке.

— Наш магазин является представителем «Тульской гармони» — лидером по производству инструментов — в Сибири и Дальнем Востоке, политика этой компании направлена на поддержку народных коллективов, — рассказал представитель «ММ» Владимир Зибенгар, — у нас родилась идея, и мы приготовили специальный приз от компании — тульскую гармонь. Она ручной работы, изготовлена в единственном экземпляре. Гармонь с грамотой я вручил Владимиру Дудинскому, руководителю ансамбля «Сибирская вечора» (ГЦНТ), мне этот коллектив показался лучшим из тех, кто в течение трех дней выступал на Малой сцене. Надо сказать, интерес к гармошкам (их было выставлено около десятка) был неподдельный. Один гармонист из Шушенского приходил и играл на разных инструментах каждый день. Говорит: приглядываю на будущее. Или вот тальянка — народный татарский инструмент — клавишная гармошка, у нее двухкамерный мех. Инструмент редкий в наше время, изготовлен по заказу в Италии, он стоит в магазине. Что касается ночной программы, то к ней я тоже был готов — дарил сувениры от другого партнера компании «Ямаха-мьюзик». Джем-сейшн своевременный проект для фестиваля, чтобы не было однообразия, надо добавлять новые краски. Там мне понравился Егор Пожидаев из группы «Макароны по-флотски», пара новосибирских саксофонистов удачно вписалась в джем с «Флорид-бэндом»… Да много было интересных моментов. Я видел, как горели глаза у зрителей, как они «заводились»…

А с десяти вечера Малая сцена превращалась в большую экспериментальную площадку: этнические музыканты играли джазовые импровизации. Оказалось, что от желающих послушать такую музыку не было отбоя. Даже дождик, моросивший ночью в день открытия, не разогнал, а наоборот разогрел поклонников подобной музыки, — они согревались в танце.

— Творчество творчеством, но мы старались не забывать, что это, по сути, ночное шоу, люди пришли отдыхать, им нужен драйв, — поясняет один из кураторов площадки Марк Шендеров, — элементы шоу были в подборе тем для импровизаций, в конферансе, в костюмах. Хотя джем-сейшн получился не в том объеме, в котором хотелось бы, идея этно-джаз-лаборатории состоялась. Безусловно, это нужное направление на данном фестивале. Это первый опыт. А теперь очевидно, что Малую сцену нужно перенести и поставить параллельно Большой сцене, чтобы колонки были в одном направлении. Сцену требуется поднять выше, когда собиралось много зрителей, обзор пропадал. Усилить нужно и техническое обеспечение сцены — звук и свет, чтобы публике было комфортно. Лучшие музыканты, по результатам джема, могли бы попадать на Большую сцену.

На самом деле, экспериментальная площадка нашла своих сторонников, хотя джем-сейшн практически не рекламировался.

Послушаем мнение руководителя группы «Флорид-бэнд» (они составляли на площадке базовый костяк из пяти красноярских музыкантов) Флорида Исламова (гр. «Яхонт»): — Идея была синтезировать фольклорное направление, авторские вещи в стиле фолка, эстрадную музыку и традиционное джазовое музыцирование. Удалось, как минимум, семь номеров. На сцене за три дня побывало 150 человек. Не получилось живого, спокойного общения между музыкантами, они не успевали путем познакомиться, проникнуться идеями друг друга перед совместной игрой. Не хватало отведенного времени. Некоторые мастер-классы можно перенести в другие места и дать больше времени на саун-чек. Выяснилось, что не все из гостей площадки понимают такую форму как джем-сейшн, у многих отсутствовал опыт такого музыцирования. С другой стороны профессионалы в каком-то своем направлении этот опыт здесь получали. А в целом, отмечу, что эксперимент удачный и перспективный.

Для справки:

Международный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо» прошел с 9 по 11 июля 2010 года в п. Шушенское Красноярского края уже в седьмой раз. На данный момент фестиваль — это международный проект с участием мировых звезд этнической музыки. Миссия фестиваля — поддержка и развитие национальной культуры, сохранение традиций различных народов, укрепление межкультурных связей. Фестиваль получил высокую оценку Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации, Федерального агентства по культуре и кинематографии России и Государственного Российского Дома народного творчества. Традиционно в рамках фестиваля проводятся семинары, мастер-классы, творческие лаборатории, арт-площадки, обрядовые церемонии, ярмарка ремесел, фотовыставки, «круглые столы». Фестиваль «Саянкое кольцо» — это яркое и масштабное культурное событие.

Опубликовано: "Вестник Земли Сибирской", № 6, 29 июля 2010 г

Комментарии