Поэтический десант красноярцев в Коктебель

Стрельцов, Белохвостова, Мельниченко Стрельцов, Белохвостова, Мельниченко Памятник М. Волошину Коктебель На открытии фестиваля Одна из встреч писателей на крыше дома Волошина Конкурс Книжного обозрения Семинар по прозе, участники Открытие литфестиваля, сентябрь 2015г. Дом Волошина Коктебель, шторм Мельниченко у памятника Волошину Награждение Александры Николенко А. Ёлтышев рассказывает о КУБе Карадаг Поход писателей на Карадаг А. Ёлтышев на горе Карадаг Писатель Коровин на отдыхе Семинар по прозе, соруководители Стрельцов в Коктебеле Веселая прогулка - Тарасов, Рубцов, Коровин, Шнар, Дунаева

Литературный фестиваль делать сложно, а целый симпозиум, где переплетаются наука с творчеством, поэзия с прозой, драматургия с публицистикой; где сходятся, съезжаются неординарные личности с разных уголков не только страны, но и планеты — труд титанический. И как прекрасно, что в Год литературы симпозиум нашёл поддержку не только у своих стабильных партнёров, но и у Федерального агентства по делам печати и массовых коммуникаций Российской Федерации, за что организацию следует поблагодарить и ожидать от неё дальнейшего сотрудничества.

Ведь каким бы не был мобильным оргкомитет «Волошинского сентября» с невероятно везде всё успевающими Ниной Дунаевой, Ириной Легоньковой; сколько бы энергии и обаяния не отдавала бы Наталия Мирошниченко, отвечающая за всё, что творится в Доме Волошина на фестивалях и между ними — за что красавицам поклон отдельный, на одном энтузиазме далеко не уедешь. И любая помощь им никогда не станет лишней.

Максимилиан Волошин не делил людей, господа, по политическому полу, вознося личность, творческую составляющую её — выше всех земных хлопот, никому не отказывал в помощи. И совершенно уместным было бы, господа спонсоры и руководящие работники, помнить, что и наследники его, «волошинцы», несут в мир только красоту и добро, которые и вас облагородят и приобщат к великому искусству человеколюбия, если вы только этого сами захотите.

А проблем у литературного фестивального движения множество. Им были посвящены отдельные «круглые столы», где вполне по-деловому, уверенно нащупывались и обсуждались дальнейшие перспективы литературной жизни России, завязывались совместные проекты. И не понять было, где поэты, где чиновники — настолько каждый близко воспринимал необходимость вовлечения в культурное пространство как можно больше талантливой молодёжи, искренне делился своим опытом, методологией работы, мечтал о воплощении тех или иных идей…

Приезжая в Коктебель, поэты первым делом идут здороваться с Коровиным. Потому что у него есть ответы на все вопросы. Спросишь его: как дела, он, чуть помедлив, «Всё хорошо». Спросишь: как идёт фестиваль, и он, уже не задумываясь, «Всё хорошо». Спросишь, как пройти на улицу Ленина, и он тут же «Всё хорошо». Особенно эта фраза ему удаётся, когда приносят кофе или коньяк.

А кроме шуток если (хотя как среди остряков без шуток?!), мне знаком это скромный заговОр, которым сквозь усталость успокаиваешь суету вокруг и внутренне собираешься с силами. Недаром Андрей Юрьевич не только руководитель культурных проектов в Коктебеле и Фонда «Волошинский сентябрь». Но именно там его умение степенно рассыпать вокруг себя спокойствие и уверенность, непредвзято и ненавязчиво контролировать всё вокруг происходящее — как нигде уместно.

Тем временем мероприятий с 8 по 13 сентября, в ту самую первую неделю, посвященную творческой части симпозиума, было насыпано! Одновременно в нескольких местах презентовались книги, литературные журналы, читались стихи, чтили память ушедших, проводились семинарские занятия, конкурсы, награждения. Перемежалось шутейным, экскурсиями, восхождением в горы. Лавина положительных эмоций, умело формируемая организаторами — вот секрет и внутренний движок «Волошинского сентября».

Тонко уловленные посылы мастера Максимилиана собирали «волошинцев» под его венцом, на его крыльце, за его столом. И от встреч со старыми друзьями, от знакомств с новыми — искрами вспыхивали и растворялись в коктебельском небе новые стихи, прибаутки, экспромты, грея друг другу души. А тёплые черноморские волны охватывали, обнимали, выносили на берег заделы будущих поэм и рассказов. Тут же просеваемых сквозь сито мнений коллег и друзей.

Как и пару лет назад мне довелось поработать на подмене семинаров по прозе, проводимых Первым секретарём Правления Союза российских писателей Светланой Василенко и редактором отдела прозы журнала «Октябрь» Викторией Лебедевой. Оттого появилась возможность сравнивать, тем паче, что и некоторые слушатели семинаров остались неизменными. Приятное удивление удалось испытать от возросшего качества произведений — группа на этот раз подобралась невероятно сильной.

Светлана Владимировна пообещала, что лучшие произведения будут опубликованы в альманахе «Лед и пламень», а я для себя выделил авторов, за чьим творчеством буду продолжать следить. Среди них Дарья Александер, Сергей Рубцов, Татьяна Скрундзь, Дарья Зарубина, Владимир Софиенко и Маргарита Лейдина. В связи с тем, что после симпозиума многие из слушателей семинарских встреч добавили в друзья в социальных сетях, моя, пусть и ядовитая, но дружелюбная критика их произведений всё же пришлась по душе и — хочется верить — будет помощницей в дальнейшем.

Атмосфера у нас, прозаиков, царила чудная, в том числе благодаря частой смене обстановки. В финале — среди опадающей листвы с деревьев во дворе Дома Волошина, со стороны отчасти напоминая кружок психологической взаимопомощи на выезде; а в начале — на крыше Арт-волны Дома писателя, обдуваемые коктебельскими ветрами и воспаряя над знаменитым посёлком, аки сошедшие со страниц Сании Шавалиевой сказочные персонажи. Даже хотелось учудить некую несуразность: оттого в первый день сфотографировались со Светланой Владимировной в шезлонгах, выражая ироничную надежду, что потомки найдут эти фотографии и решат, что именно так, расслабленно, соруководители вели семинар по прозе в том далёком 2015-м году…

Однако в связи с работой на семинарах мне пришлось пропустить множество интересного, оттого к своему рассказу следует добавить слова и других красноярских участников коктебельских событий. Надо сказать, что, сотрудничая с «Волошинским сентябрём» четыре года кряду, красноярцы подошли к мероприятиям не только активно и ответственно, но и загодя. Представительство Союза российских писателей предварительно выдвинуло четыре издания в номинации «Лучшая поэтическая книга 2014 года» Международной Волошинской премии. Одна из них — «Точка опоры» Рустама Карапетьяна даже попала в лонг-лист.

Тем не менее, в этой номинации лучшей была признана книга москвички Ирины Ермаковой «Седьмая». Специальными премиями Союза российских писателей в номинации «За сохранение традиций русской поэзии» были награждены: Марина Улыбашева (Калуга), Юрий Кабанков (Владивосток); второе место с электронной книжкой в придачу получил Вадим Месяц (Москва), а Константин Кедров (Москва) и Феликс Чечик (Израиль) награждены дипломами за третье место.

А ведь ещё объявляли победителей 13-го литературного Волошинского конкурса, в котором красноярцы отчего-то принимают участие неактивно, а зря, потому как среди лауреатов и дипломантов, помимо москвичей и петербуржцев были отмечены поэты, прозаики, драматурги из Курска, Климовска, Ярославля, Иваново, Кирова, Екатеринбурга.

Зато благодаря поддержке Министерства культуры Красноярского края делегация наша на симпозиуме была как никогда многочисленна и солидна. И — если признаться — представители других регионов нам тихо и шумно завидовали за то, что у нас такое, понимающее литературные нужды, министерство.

Помимо поэтов Александра Ёлтышева и Михаила Мельниченко, поэта тире прозаика Михаила Стрельцова, в поездку за свой счёт, жертвуя частью отпуска, вырвалась и давно очарованная Коктебелем директор Дома искусств Татьяна Шнар. При этом ни на минуты не забывая о своих заботах: то рассказывала о литературном фестивале «Книга. Ум. Будущее» (в рамках симпозиума даже было отдельное мероприятие ему посвященное — при участии красноярских и московских поэтов), то искала пути и возможности для приглашения в Красноярск тех или иных активных литературных деятелей.

Красноярцы принимали участие и в презентациях альманахов Союза российских писателей «Паровозъ» и «Лёд и пламень»; автор этих строк, заранее чуя поражение, но просто за хорошую компанию, поучаствовал в экспериментальном прозо-слэме и традиционном заплыве поэтов на приз журнала «Октябрь». Михаил Мельниченко занял второе место в поэтическом турнире, а Александр Ёлтышев — первое в экспромтах на приз газеты «Книжное обозрение». Оттого передаю ему слово.

Михаил Стрельцов

Поэтический турнир Александра Елтышева

Турниры поэтов возникли вместе с самой поэзией. Людям, слагающим слова в строки и строфы, почему-то хочется померяться силами с товарищами по этому губящему, но не дающему умереть ремеслу. Строго говоря, для стихотворца вся жизнь — поэтический турнир, если не с конкретным соперником, то с действительностью, вдохновляющей и требующей воплотить во внятный словесный облик своё миропонимание.

В Коктебеле мне пришлось соревноваться с коллегами трижды. Сначала нас пытал в два этапа писатель и телеведущий Евгений Сулес. Требовалось сотворить нечто, продолжив начальную строку. Строка была хороша, но не вписывалась в состояние моей метущейся души. Результат — весьма посредственно. Успокоило то, что со столь достойными соперниками и это неплохо.

Сочинённое на неудачных для этапах я не сохранил: во-первых, зачем хранить слабые творения; во-вторых, их попросил для какого-то музея (!) ведущий Евгений Сулес. Польщённый столь лестным предложением, захотел аккуратно переписать запечатлённое далеко не каллиграфическим почерком, с зачёркиваниями и исправлениями. Но Евгений сказал, что ценится первозданность. Поистине, не только бумага, но и музейный запасник всё стерпит. До экспозиции, надеюсь, сии шедевры не дойдут.

Кстати, популярная формула Дмитрия Кедрина:

У поэтов есть такой обычай —

В круг сойдясь, оплёвывать друг друга,

как и всё категоричное, справедлива далеко не всегда. В Коктебеле побеждённые искренне поздравляли победителей, а победители признавались в симпатии к побеждённым.

Мой час настал на пляже, когда сочинение очередного экспромта задал главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Набоков. Озабоченный, как и вся неистреблённая интеллигенция, тем, что народ читает крайне мало, он предложил выдать четыре строчки, призывающие открыть книгу и не закрывать её до прочтения последней страницы. 15 минут взяли старт.

Взгляд упал на гору знаменитого Карадага, о которой Максимилиан Волошин сказал:

И на скале, замкнувшей зыбь залива,

Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

Кто был в Коктебеле, не мог не поразиться удивительным сходством головы на памятнике поэту и скальным природным изваянием. Конечно, отталкиваясь от стихов гения, создавать собственные — нахальство, но это, не совсем симпатичное качество, — один из компонентов поэзии. И получилось:

Пока мозги твои не скисли,

читай впечатанные мысли,

как профиль Максимилиана

читает строфы океана.

За победу пообещали годовую подписку на газету «Книжное обозрение», чем и хвастаюсь. А незадолго перед этим была незабываемая экскурсия в Карадагский заповедник. В программе она именовалась «Поэтический десант на Карадаг». Первое впечатление от названия: мы будем читать стихи, а горы и звери — слушать их. Но вышло иначе: компетентный экскурсовод знакомил нас с этим уникальным чудом природы, а мы любовались скалами, отдалённо напоминающими Красноярские Столбы, морскими заливами, Золотыми воротами, которые Александр Сергеевич Пушкин метко назвал чёртовыми.

Так почему десант «поэтический»? Поясняю: впечатление от увиденного и прочувствованного обязательно выльется в нечто. Стихи могут быть не о скалах, не о море… да о чём угодно. Но они сохранят незримое присутствие Карадага.

Александр Ёлтышев

Для иллюстрации материалов использованы фотоработы Виктории Лебедевой, Германа Власова, Андрея Тарасова, Андрея Коровина, Елены Семёновой, Владимира Захарова, Даниила Орлова, Александра Ёлтышева, Яны-Марии Курмангалины, Alexander Barbukh, Татьяны Скрундзь и др.

Дата публикации: 30.09.2015

Комментарии