Слово Михаила Стрельцова о КУБе или литературный фестиваль как соединение несоединимого!
Эволюция автора, связывающего свою жизнь с работой поэзии, прозы, драматургии, литературоведением на самом деле незамысловата. Первыми ориентирами, разумеется, становятся книги: классические, современников, планка которых настолько высока, что автор либо теряется и выбирает иной путь, либо пытается торить свой собственный, без умелого наставничества — не всегда удачный. Поскольку литературный мир настолько глубок и широк, что любой из «своих путей» становится, как правило, «изобретением велосипеда», повторением неоднократно пройденного.
«Варясь в собственном соку» автор неминуемо пополняет ряды тех, кого литературное сообщество презрительно называет графоманами — в данном случае: неучами с завышенной самооценкой. Не всегда выполняют роль панацеи и те — в незначительном количестве существующие в Красноярском крае — литературные объединения, работающие, как правило, на общественных началах. Замыкаясь на себе, они имеют шансы превратиться в объединение графоманов, где литературная учёба, литературная критика напоминает строки И.Крылова «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».
И даже местные профессиональные литературные сообщества, погружаясь в собственные проблемы, имея уже устоявшиеся взгляды на творчество сотоварищей, не всегда объективны в своих оценках. Чего греха таить, порой и похвалит
Вспомним: в какое замешательство привело общество теория локальных цивилизаций Шпенглера — оказывается любая цивилизация, «варясь в собственном соку» неминуема обречена. Вся экзистенциальная философия второй половины ХХ века в том числе искала выход из этой ситуации. И он был найден именно во взаимопроникновении культур! Было указанно два основных пути спасения: ренессанс — полное политическое и культурное повторение прошлого, когда оно не только проникает, но и вытесняет настоящие модели, либо в культурном обмене между различными парадигмами: религиозными, искусствоведческими, национальными. Аллегорично: любой фестиваль, в том числе литературный, является ключиком к замку, отпирающему и выпускающему на волю очередную омолаживающую цивилизацию атмосферу. Соединение несоединимого, разрушение парадигм и создание новых происходит именно так — при личном столкновении индивидуальностей: в диалогах, в совместной работе. Где бы это могло происходить, если не на фестивалях, где между собой соревнуются компоненты учебы, общения, азарта, зрелищности, прямого ответного отклика зрителей?
При этом всегда остаётся открытым вопрос: а тот ли ключик к этому замку? И тут, мы уже имеем, наглядный пример. Вспомним про нашего абстрактного начинающего автора. Его таланту требуется выход. Работающий сам для себя творец смешон, его задача — демонстрировать своё творчество, получать отклики, чтобы его оттачивать и совершенствовать. И чем больше аудитория для демонстрации, тем больше откликов, тем серьёзней работа творца над собой, тебе больше его ответственность перед читателем. Да и образованный читатель ныне привередлив: благодаря Интернету самостоятельно может знакомиться с творчеством известных писателей, но всегда благодарен за личную встречу с полюбившимся автором. А бывает, что не знает читатель про
Веерный размах «КУБа» — когда в различные города края приезжают известные или ещё неизвестные авторы — это же та самая сбывшая мечта, как для них — увидеть своих читателей в дальних городах, так и для читателей — лично задать мучающий их вопрос, вступить в живой диалог. На этот раз довелось сопровождать в Заозерный и Зеленогорск опытнейших мастеров Анатолий Байбородина (Иркутск) и Александра Щербакова (Красноярск). Оба прозаика на встречах мало читали своих произведений, поскольку проза на слух сложна, да и время в таком турне поджимало. При этом диалоги,
И для маститого автора важно показать читателю своё новое детище — книгу. В слегка тесноватой уютности книжных магазинов «Бакен» и «Федормихалыч» разнесенные по разным городам поэты и писатели, на
Школьники, учащиеся колледжей, вузов — вживую, может быть впервые в жизни, видят профессиональных творцов слова! Известный автор фантастических романов Андрей Лазарчук — в Канске! Владивосток в лице Василия Авченко — в СФУ! Португалия и Москва в лице Марины Йортгенсен и Романа Сенчина в КГПУ им. Астафьева! Фестиваль! В музеях — поэты, в школах — писатели, в Назарово и Ачинске — делегация талантливых москвичек! В техникумах — Барнаул и Омск! Где ещё так возможно? Когда было так возможно? Чудеса просто! И ещё и везде! Чего только стоит потрясающая
Ну, а как же наш герой — красноярский молодой талант? Которому без таких фестивалей никогда не услышать мнение выскоквалифицированных профессионалов. Которому сложно самостоятельно, порой невозможно даже найти дорожку к публикациям всероссийского уровня, к той обширной и вожделенной аудитории, которой является не только наша страна, но и весь русскоязычный мир…, а там — кто знает?! — благодаря переводческой работе, и в другие страны.
Тут организаторы попутно взаимопроникновению и смешению культур и жанров берут на вооружении — для верности! — второй способ омоложения цивилизации: ренессанс. Традиции литературных семинаров, где профессиональные литераторы отмечают молодых по их текстам, указывая на допущенные неточности, попутно делясь теоретическим материалом — оформились в середине ХХ века и регулярно осуществлялись.
Никого из нынешних красноярских мэтров в своё время это не миновало. Каждого в своё время заметил и оценил — ныне классик отечественной литературы. Достаточно упомянуть, что предисловие к самой первой книге Романа Солнцева написал Константин Симонов, на семинаре которого юного тогда автора отметили как перспективного. При смене государственного уклада на долгое время эти традиции были за бортом литературного процесса.
Едва ли не пятнадцать лет спустя после её прерывания, в
Без мощной литературной учёбы, без права быть замеченным для молодого автора наступает как раз та ситуация, которую назвали в начале статьи как «вариться в собственном соку». Попытки возродить семинары краевой Дом искусств предпринял в
В декабре того же года двухдневный
«Фестиваль „КУБ“ буквально за три года стал одним из самых ярких и значимых литературных событий в России. Это не преувеличение. Я живу в Москве и вижу, что за „КУБом“ следят, о нем говорят, на нем престижно побывать, в нем участвовать.
Благодаря „КУБу“ я встретился в этом году со своими читателями в Красноярске. Именно здесь состоялась презентация только что изданной книги „Зона затопления“. Но главным для меня событием стал двухдневный семинар прозы, который мы вели вместе с Михаилом Тарковским. Этот семинар отрыл нам несколько талантливых авторов, рукописи которых мы рекомендовали к публикации. Я отобрал ряд рассказов и повестей и предложил их в московские литературные издания…
Очень высок и разнообразен уровень поэтов Красноярска — это наглядно показала „Ночь поэзии“, которую организаторы, наверное, неспроста поставили одной из первых в программе фестиваля. Этим поэтическим марафоном была продемонстрирована высокая планка фестиваля, и, как я могу судить, она в дальнейшем не опускалась.
Литературные фестивали возникают во многих регионах России. Большинство из них, к сожалению, имеют короткую историю. „КУБу“ хочется пожелать долгой истории. Для немалого числа людей Красноярск теперь открывается благодаря вашему фестивалю».
Поэтическим семинаром руководили москвичи, поэты, филологи МГУ Герман Власов и Юлия Белохвостова. Юлия также поделилась своими впечатлениями:
«Говоря о представленных подборках стихов, хочется отметить традиционный патриотический настрой, внимание к родной земле, своему краю, его природе. Порадовал общий позитивный настрой всех участников на продуктивный рабочий диалог, обмен знаниями, мнениями, чувствовалась взаимная заинтересованность и ведущих, и участников. Из авторов запомнились Валерий Казачков с его афористичными вступлениями к стихам, развернутые, неторопливые и захватывающие повествования Николая Вдовина, яркие поэтические зарисовки Оксаны Горошкиной и Ольги Фигуры, интересны стихи Дмитрия Филиппенко. Радуют отзывы участников семинара, которые мы продолжаем получать — они пишут, что семинар был полезен, интересен, это главный итог для тех, кто его готовил и проводил».
Мы, между прочим, не удивлены подобным тёплым словам. Действительно, за три года фестиваль значительно эволюционировал. Если первый можно было охарактеризовать как — пробный, намечающий собственные традиции, второй — уверенным в себе, то в
А ведь прозой и поэзией наш ренессанс на новом витке прирос и гроздью новшеств, среди которых можно назвать
Вслед за статусом фестиваля подрос и статус предваряющего веер мероприятий конкурса им.
В номинации «Поэзия» победил Алексей Ерошин из Новосибирской области, в номинации «Я себя не мыслю без Сибири» Джон Анфиногенов из Томской области. В «Повести» — призёр Евгений Рудашевский из Иркутска, а в «Малой прозе» — Олег Нехаев из Зеленогорска Красноярского края.
Школа наших «закрытых городов» чувствуется и в других номинациях: в детской номинации «Поэзии» первый приз у Евгении Захарчук из Железногорска. В похожей номинации «Я себя не мыслю без Сибири» победила Виолетта Гусакова из Иркутской области. Приз за прозу — детский вариант — забрала Ксения Гутова из Алтайского края. Новые же номинации этого года от издательств «Эксмо» и «Время» фактически все разобрали иркутяни, новосибирочка, омичка и алтаичка. Зато в номинации «Поэтическое библиотека» (
Доказывая своё название, фестиваль констатирует, что с книгой и умом за своё литературное будущее может быть теперь спокоен не только Красноярский край, но все сибирские регионы.
Михаил Стрельцов
Для Территории культурных событий
Для статьи использованы фотоработы гостей фестиваля: Виктории Лебедевой, Германа Власова, Анны Пит, Марии Ануфриевой