Борис Гребенщиков о XXI веке
21 марта в торговом доме «Библио Глобус» прошла презентация новой книги Бориса Гребенщикова «Трамонтана»
Еще за час до начала встречи в презентационном зале «Библио Глобуса» было не протолкнуться, все места заняты, а случайные покупатели, оказавшиеся на минус первом уровне, удивленно озирались: что заставило этих людей собраться вместе? Но ответ был очевиден: из динамиков доносились песни группы «Аквариум», а на большом ЖК-экране красовалась обложка книги Бориса Гребенщикова «Трамонтана».
Сотрудники торгового дома не успевали пополнять стенд книгами — «Трамонтану» разбирали посетители, а все вновь пришедшие интеллигентно трогали за плечи читающих и задавали сакраментальный вопрос: «Где можно взять книгу?»
«Трамонтана» — это сборник текстов песен, написанных Гребенщиковым за последние десять лет: здесь можно найти как хорошо знакомые, давно заученные тексты, так и произведения, которые еще ни разу не издавались. Тираж книги — 3 тысячи экземпляров.
Презентация книги прошла при полном аншлаге, Гребенщикова встретили аплодисментами. Некоторые поклонники творчества БГ приехали специально по этому случаю из других городов, в том числе и девушка Аня из Белгорода, одиноко стоящая на ступеньках — она встала на цыпочки, чтобы увидеть хотя бы экран, на котором показывали зал презентации. Борис Гребенщиков, по словам преданной поклонницы, посвятил песням жизнь, и эти песни помогают ей на протяжении всей жизни — чувствовать, любить и сопереживать.
Перед началом презентации Борис Гребенщиков дал эксклюзивное интервью корреспонденту «АиФ.ru».
«АиФ.ru»: — В аннотации к вашей книге написано, что в сборник вошли все стихи, написанные вами в XXI веке. А вы как относитесь к этому времени — вам было интересно работать в этот период?
Б.Г.: — А для творчества период вообще не имеет никакого значения. Он дает местные краски, но любой период интересен, каждый по-своему.
«АиФ.ru»: — Презентация проходит в Международный день поэзии. Так специально задумано?
Б.Г.: — Сегодня день поэзии? Я даже не знал об этом.
«АиФ.ru»: — Но совпадение, согласитесь, показательное. Вчера общался с русскоязычными поэтами, и они говорили, что просто поэтом быть нельзя. Любой поэт — это еще художник, критик, философ, каждый по-своему. А просто музыкантом быть можно?
Б.Г.: — Музыкант, строго говоря, это наемный человек, который играет то, что ему велят ноты. А поэт… я не знаю, может ли он быть философом? Поэт — это дикое животное. Он пишет то, что ему велит творить язык. Он может вообще не думать. Наверняка есть поэты, которые являются полными идиотами, но пишут гениальные вещи.
«АиФ.ru»: — После той шумихи, которую пресса устроила на этой неделе в связи с вашим уходом из медиапространства, вы, наверное, еще больше убедились в этом решении?
Б.Г.: — Я поставил журналистов в известность о том, что мы сделали. А то, о чем мы говорим сейчас — подтверждение моего решения. Я захотел сделать то, что давно обещано.
«АиФ.ru»: — «Аквариум» участвует этим летом в нескольких музыкальных фестивалях. Вы их отбираете по какому-то принципу?
Б.Г.: — Пока мы играем только в трех. Но хочу сказать, что мы соглашаемся на все. И именно этим летом мы были готовы согласиться на почти любое предложение. И если они не проснутся, то мы можем пройти сквозь пальцы.
«АиФ.ru»: — Не проснутся?
Б.Г.: — Не пригласят нас в ближайшую неделю. Потом я уже сформулирую свои планы, и будет поздно меня куда-то еще приглашать.
«АиФ.ru»: — Хотелось бы поприсутствовать на каком-нибудь камерном концерте, где вы будете читать свои стихи. Такое вообще возможно?
Б.Г.: — Нет, ни в коем случае. Стихи существуют для того, чтобы их читали глазами. Вы когда-нибудь слышали, как Бродский читает свои стихи? Нет? Ну вот и я о том же.
Виталий Гиззатуллин