Красноярская история конкурса «Король поэтов: пятью пять»

Красноярская история конкурса  «Король поэтов: пятью пять» Красноярская история конкурса  «Король поэтов: пятью пять» Ведущий, то есть Король, берет слово А свита внимает и ждет подарки Музыкальный презент для поэтов Станислав Феньков За роялем Евгения Виленская Музыкальные стаканы в подарок от Маргариты Радкевич Поющие станканы - в руках поэта - источник вдохновения! Поэты внимательно внимают Презентация проходит в научной библиотеке Михаил Стрельцов доволен содеянным! А вот афиша того, что собственно происходит Королей-поэтов не окружает роскошь, зато музыка услаждает слух Стихи читает Виталий Овчаренко Получи свой комплект книжных кассет Ольга Кошка почитает нам немножко.. В зале сплошь поэты! Лидия Рождественская и Михаил Стрельцов Следом проходим круглый стол Здесь собрались представители литобъединений Молодая поэтесса За одним столом писатели мэтры и молодые авторы Нина Новикова и Евгения Виленская приобщились к круглому столу

Книжная кассета «Король поэтов: пятью пять» наиболее свежее, необычное литературное книжное издание в Красноярске в конце 2012 года. Хотя бы потому, что сам конкурс проводится редко, раз в два года, но поддерживает забытый современной книжной индустрией формат кассеты. Пять авторских сборников под одной суперобложкой

 

Такой формат использовался во второй половине ХХ века, когда хотелось подчеркнуть, что появились новые, молодые авторы, и, может быть, полноценная книга им рановато, но заявка на неё уже подана — автор имеет право собственного голоса и претензии на читательское внимание.

Такой формат как нельзя, кстати, подходит именно к конкурсу «Король поэтов», проводящемся среди поэтов непрофессиональных, где у них появляется шанс заявить о себе, о своём праве на книгу и читателя. Недаром некоторые финалисты конкурса за его пока ещё небольшую, восьмилетнюю, но всё уже и немаленькую историю в Красноярске, в дальнейшем плотно связали свою жизнь с литературой.

Анатолий Кобезев, Светлана Ермолаева, Игорь Потехин. Рустам Карапетьян, Светлана Мель — стали членами профессиональных писательских сообществ; Дарья Верясова — студенткой Литературного института им. Горького и автором всероссийских литературных журналов; Артур Матвеев, помимо тележурналистики, увлёкся участием в литературных конкурсах «Слэм» на всероссийском и международном уровне, оставаясь неизменным организатором «Слэма» на красноярской земле.

О шуточном конкурсе поэтов, проведённом почти сто лет назад Николаем Гумилевым, в 80-е вспомнили в Томске, где он регулярно и проходит. В 90-е «корольпоэтомания» охватила Кемерово, и мне, как бывшему кемеровчанину, переехавшему в Красноярск, ничего не оставалось, как попытаться «привить» его и здесь. В 2003-м краевая библиотека задумала проводить фестиваль поэзии. Съехались литературные объединения не только краевого центра, но и из различных городов края. Конечно же, на сцену, в основном, полезли графоманы, читающие себя любимых километрами. В итоге для всех желающих выступить времени не хватило, многие обиделись.

Тут как раз идея «Короля поэтов» пришлась кстати. С его жестким регламентом, отборочным туром, со сложной системой голосования, чтобы зал не только слушал, но и двигался — работал. Ну и, само собой, главный пункт — издание книг победителям. Не одному, а всем — финалистам, коих в разные годы от 5 до 7 человек.

Для многих это стало первыми книгами. И не устану повторять, что «Король поэтов» в Красноярье пока единственное место, где издать свою книгу можно выиграв в конкурсе, а не за свои кровные, как принято вокруг. Ну откуда у молодого поэта деньги? Попутно автоматически решается вопрос с реализацией.

Поскольку деньги бюджетные — организацией конкурса занимается краевая универсальная научная библиотека, а финансирование осуществляется при содействии Министерства культуры Красноярского края,-то и основной тираж изданий уходит по библиотекам края, оседая в фондах. Возможно, где-то книжки пылятся. Но где то, говорят, активно используются, изучаются местными литературными студиями, которые, как правило, при библиотеках, чтобы понять: почему их стихи в основной конкурс не попали, а этих вот «везунков» пустили участвовать.

И это важно, поскольку конкурс (поэтическое состязание) «Король поэтов» ставить своей целью: объединить опыт различных студий, объединений города и края, профессиональных и непрофессиональных литераторов для совместной деятельности, направленной на организацию, проведение конкурса и материального воплощения его итогов — издание поэтических сборников.

Конкурс проходит в несколько этапов. Собранные из представителей различных литературных объединений организационный комитет осуществляет отбор, пришедших на конкурс рукописей, потому как выслушать сотню поэтов — а именно около сотни заявок приходит каждый раз — невозможно. Традиционно непосредственно к участию приглашаются 30 поэтов, которым вживую, со сцены предстоит убедить жюри и зрительный зал в своём праве перед ними выступать и дальше.

В голосовании принимают участие зрители, члены жюри, сами участники, члены счётной комиссии. Каждый из голосующих может отдать за участника от 0 до 3 голосов, в зависимости от степени полученного ими нравственного удовлетворения:

а) не поднимая рук — 0 голосов;

б) поднимая одну руку — 1 голос;

в) поднимая две руки — 2 голоса;

г) поднимая обе руки, сцепленные над головой в «замок» — 3 голоса.

В первом туре конкурсанты читают одно стихотворение собственного сочинения. Объем стихотворения не должен превышать 10 строф. Чтение произвольное: с бумаги, на память, невнятное, с элементами эпатажа, и т. п. Голосование проходит за каждого конкурсанта. По итогам голосования после первого тура во второй переходят менее половины участников (например, из 30 — 15 конкурсантов). Во втором туре конкурсанты читают по два стихотворения. Голосование проходит за каждого конкурсанта.

В третий тур переходят пять конкурсантов, они читают по три стихотворения и являются победителями поэтического состязания. Голосование проходит за каждого конкурсанта.

В финальный тур проходят два конкурсанта, которые борются за титул «короля поэтов». Они читают четыре стихотворения в форме поэтической дуэли: два стихотворения один претендент, два — другой. Затем вновь по два стихотворения. Голосование проходит за каждое выступление.

Третий, не менее захватывающий и более невидимый широким массам этап — подготовка к изданию книг победителей.

Пятый, а стало быть, юбилейный, поэтический фестиваль в 2012 году выглядел так. Из 30 приглашённых участников непосредственно на конкурс пришло 26. Очередность выступления традиционно определял жребий, и с ним не всем везло. Некоторые поэты могли бы более убедить зал, если перед ними не было более ярких выступлений. Но и первым выступать всегда тяжелее, им приходиться, как ни крути, быть «на разогреве». Но жребий тянули сами участники: выходя на сцену, случайным образом выбирали, кто будет читать следующим. Представим, как тяжело было убедить зал последним участникам, когда зал уже подустал.

По итогам голосования видно как частенько мнение жюри совпадало с мнением зала. И как порой зал вначале не смог оценить потенциал некоторых участников. По итогам 1 тура образовалась явная пятёрка лидеров. Тем интереснее было следить за их перемещением в шкале оценок. Удивительно как при помощи собственных стихов и манеры держаться на сцене, можно быстро расстаться с лидерством. И ещё более удивительно, как, скажем, с 9-го и 12-го места в первом туре можно вырваться в победители. Но на то и конкурс. На то и его интрига.

В самом начале все участники приглашались на сцену для общей фотографии. После первого тура, ничего не объясняя, мы с ведущим — Виталием Лысенко — и членами жюри Станиславом Феньковым и Ольгой Гуляевой стали вызывать некоторых из них на сцену и вручать оригинальные дипломы (дизайн и изготовление сотрудников краевой библиотеки). Так что некоторые из них могли подумать, что победили. Но это было не так. Тут-то мы им и сообщили горькую правду — всё же конкурс содержит в себе элементы розыгрыша, юмора, иронии. В отместку самая молодая участница Наталья Болкунова из г. Минусинска отыгралась на жюри.

Если честно, жюри вело себя порядочно, и надо бы выгонять из зала неоценивших творчество зрителей. Но кто ж будет зрителей выгонять?! Потому мстили жюри. Оно знало, что являются частью шоу, но всё равно неожиданно, когда ты только что был в жюри, награждал, а тебя — бац — и превращают в рядового зрителя. По жребию со сцены простым зрителем вернулся Станислав Феньков, а Ольга Гуляева заняла своё место в первом ряду. Чтобы более не возвращаться к этой интриге конкурса, сразу скажу, что после 2-го тура жюри пришлось покинуть Игорю Потехину, а после третьего — Ульяне Яворской.

Жюри, к слову, на этот раз было «королевским». В него были приглашены некоторые победители и финалисты предыдущих конкурсов и для основательности подкреплено членом Союза российских писателей Михаилом Мельниченко, который был членом жюри всех поэтических состязаний, проводившихся в Красноярске ранее, и стал уже символом «Короля поэтов», как Гусман для КВН.

Итоги же второго тура, где определялась пятёрка победителей, книги которых здесь и представляются.

С. Цветков, Е. Малиновская «Черное и красное»

Сергей Цветков родился в городе Ачинске, поступил в КГПУ им. В. П. Астафьева на филологический факультет и переехал в Красноярск. Стихи пишет с семи лет. Среди любимых поэтов: Артюр Рэмбо, Михаил Лермонтов, Владимир Маяковский, Перси Биши Шелии, Евгений Баратынский. Считает творчество самым действенным способом выражения себя и «оружием» в спорах о вечных проблемах. Избрал философскую лирику своим направлением в поэзии.

В конкурсе «Король поэтов-2012» занял третье место, что для 20-летнего парня, состязавшегося с более опытными соперниками, весьма почётно. Стихов у Сергея уже предостаточно и для более серьёзной книги.

И ещё неожиданный ход: Сергей Цветков решил разделить свою выигранную книгу ещё с одним участником конкурса — Екатериной Малиновской. Оставив себе черные цвета, ей выделил — красные. И эффект декаданса усилился кровью.

Таким образом, общий лирический герой книги как бы вновь утверждает правомерность общаться с читателем с точки зрения целого поколения. Тем не менее, из этой черно-красной жути вырывается живой, искренний голос, как крик о помощи. Эта линию ясно обозначают именно стихи Малиновской.

В. Овчаренко «Бог на крыше»

Виталий Викторович Овчаренко, родился в Красноярске 14 декабря 1973 года. Образование неоконченное высшее — КГУ, факультет филологии и журналистики. С 1993 года работал журналистом в различных СМИ Красноярска: «Свой голос», «Евразия», «Городские новости», «Красноярский комсомолец», «Вечерний Красноярск» и других. В настоящее время — корреспондент телевизионной программы «Версия» с Еленой Пензиной».

Книга вице-короля 2012 года первой легла в обойму пятикнижья по итогам конкурса. Как поэт полностью непрофессиональный, то есть выдающий стихи редко и под настроение, а чаще как слова для песен под гитару, Виталий Овчаренко к созданию своей первой книги, тем не менее, подошёл основательно. И это, как я считаю, один из основных таинств перерождения. Победа в конкурсе, куда порой идут за компанию, за разнообразием, за опытом или просто выпендриться, автоматически накладывает ответственность, которая заставила всерьез поитожить написанное всех, без исключения, победителей за восемь последних лет. Момент — те несколько дней, за которые приходиться «переворошить и мотать на ус» — создания небольшой, 40-страничной книжечки, куда надо поместить самое-самое, работа с редактором, трезвый взгляд на своё «поэтическое наследие» в «Короле поэтов» всегда за кулисами, но от этого не становиться менее важным. Где-то даже наоборот…

Виталий предложил разместить в книге три раздела. Первый — «Тени» составили стихи пессимистическо-иронического, пессимистического — урбанистического, пессимистическо-лирического мотивов. Герой цикла разрушается сам, глядя, как вокруг рушится всё: любовь, страна, то, чистое и светлое, что принято называть порядочность, совестью, разумностью. И, кажется, что нет выхода. Всё настолько обременительно тяжело, что бессильно сопротивляться, уносясь вялым, но упорным течением реки-времени.

И всё же выход найдётся! Во втором разделе «Ночной разговор» герой нащупывает его, преодолевая себя, скованного тревогами, разладом с миром, недоверчивого к любви. Он решает всё же ей довериться. Основательно осматривается, выбирает дорогу.

Последовательность сюжета этого раздела весьма напоминает именно дорогу если не к первому, то решающему свиданию. Улица, дом, подъезд, свет в окне, крыша, на которой Бог, осторожная встреча, сам разговор и его итоги.

Тем не менее, несмотря на нарастающую мажорность аккордов, автор подкарауливает нас некой набоковщиной, двойной развязкой истории, каждая из которых по-своему прекрасна и иррациональна.

Показывая иную грань своего «наследия» Овчаренко в третьем разделе размещает стихи для детей. Как и положено, со своим по-доброму ироничным акцентом.

Н. Новикова «Ветрам навстречу»

Нина Новикова родилась 21 марта 1970 г. Училась в Лесосибирском педагогическом институте. Живет и работает в г. Красноярске. Стихи пишет с 2008 года. Печаталась в журнале «Луч» (Ижевск), в альманахе «Новый Енисейский литератор», «Антологии одного стихотворения». Член красноярского литературного объединения «Диалог».

В конкурсе «Король поэтов-2012» по итогам голосования жюри и зала заняла четвертое место, получив право на издание своей книги. Как и у большинства финалистов — первой.

Потому сложно рождалось её название, автор норовила увести в самоиронию, словно стесняясь своей победы и того, что пишет стихи. Ведь, заглавие книги должно подталкивать рассмотреть её содержание с того или иного угла: с точки зрения характера литературного героя, с точки зрения собственно сюжета, либо с точки зрения литературного героя — поэта, препарирующего свои ощущения, играющего ими с читателем.

Был вариант назвать книгу «Капризы погоды», поскольку сюжетная линия выглядит следующим образом. Если первые стихи в книге как бы некоторое кредо, характеристичны для литературной героини, описывают её взгляды на себя, мировоззрение, соотношение с возрастом, неким осенним, с грустинкой, но ярким, то, несмотря на имеющиеся надежды, она обнаруживает, что помимо этой проблемы — принятия/непринятия осеннего возраста может быть и более серьёзная.

В дальнейшем — лирика невольно замороженных чувств, что аллегорично перекликается с наступившим холодным временем года. Умирание любви, скованность ощущений дальше, с приходом весны, героиню оживляют, постепенно, не сразу, потихоньку, и заключительный цикл опять-таки жизнеутверждающ.

Ещё был вариант названия «Цветные стихи», опять-таки танцуя от ярко описанных времен года. Тем не менее, оно бы намекало на мало выраженную, но имеющуюся в книге тему — размышления о творчестве, о его причинах, принципах, необходимости и актуальности. Это шаг к серьёзной поэзии, ибо нет ни одного большого поэта, обошедшего эту тему стороной.

Однако магистральный сюжет книги — попытка примирения литературной героини со своим биографическим багажом, на помощь чему призываются несколько внутренних циклов, связанных с временами года. Но основная характеристика героини — жизнеутверждающее беспокойство. Отсюда — «Ветрам навстречу».

О. Кошка «SUBWAY»

Впервые в финале «Короля поэтов» сплошь педагоги, либо по призванию, по профессии, либо по образованию. Вот и Ольга Кошка — выпускница педагогического университета им. В. П. Астафьева, который окончила в 2008 году. Родилась же в 1985-м, и по её утверждению — пишет стихи с 5 лет, как только научилась писать. В университете была президентом поэтического клуба, принимала участие во множестве поэтических конкурсах и фестивалях, что, несомненно, помогло ей и в «Короле поэтов-2012».

Заняв в первом туре далеко не ведущие место, во втором — когда и завоёвывалось право на книгу, аллюром внеслась в финал, опередив явных претендентов. Несмотря на искреннюю любовь к Красноярску, обстоятельства вынудили Ольгу в настоящее время жить в Абакане.

Поэзия Кошки завораживает, казалось бы, несочитаемыми мотивами: ярый декаданс, самоирония и стремительность динамики.

Стихи в книге тесно переплетают лирику и гражданские мотивы. И никак не угадать: либо несчастная любовь героини переносит декаданство на общество, либо честный взгляд на действительность героиня несёт и в личные переживания. Да и гадать не стоит, ибо в любой из тем виден чёткий почерк автора.

Небезосновательно в этой связи, книга пропитана суицидальными настроениями. Героиня не хочет жить в некрасивом, жестоком, люмпенообразном мире, где она устала нести груз сопереживания.

Не изменяя себя, порой шокируя — как говорит молодежь — «жестью», автор не ставит себя выше уродливой действительности, с горькой самоиронией выносит и самопрогиворы.

Необычная, острая, разъедающая книга Ольги Кошки, к которой она самостоятельно создала обложку, всё же имеет своей целью задуматься, вспомнить о людях, городах, настроениях, которые были нам когда-то близки, а теперь разбросаны в нашей памяти, позабыты, и чтобы собрать всё, что у нас, читателей, было в жизни хорошего и плохого, чтобы стать цельным, личностью, обязательно необходимо движение, необходим SUBWAY.

Е. Виленская «Запоздалая весна»

В отличие от своих соперников по финалу, попавших туда с первого раза, для Евгении Виленской, выступавшей под псевдонимом — Крылова, это вторая попытка. Но зато какая! Опередив с небольшим отрывом в последнем, четвёртом, туре своего главного соперника — Виталия Овчаренко, Евгения стала второй «королевой поэтов» за всю историю конкурса в Красноярске. И победил, прежде всего, бойцовский дух, опыт, которого ей не занимать.

Виленская (Крылова) Евгения родилась 8 октября 1940 года в Вильнюсе. Через год вся семья погибла в виленском гетто, а маленькую Нюсю, чудом оставшуюся в живых, всю войну прятала польская женщина. После войны родственники нашли её и увезли в Москву.

У школы, где она училась, были шефы — Союз писателей, которые часто проводили литературные вечера, поэтические конкурсы, в которых Евгения была неизменным участником. После окончания Московского музыкального училища имени Гнесиных работала преподавателем в музыкальных школах и училищах Белгорода, Йошкар-Олы, Томска, Красноярска, концертмейстером в музыкальных театрах.

Окончив литфак Марийского пединститута, много лет была внештатным корреспондентом газеты «Марийская правда», республиканского телевидения, успешно сотрудничала в сатирическом журнале «Пачемыш» («Оса»). В Красноярск приехала по приглашению театра музкомедии.

Работала в детских музыкальных школах города и одновременно была редактором газеты ККЕНКА «Гаскала», создала и была главным редактором газеты «Вестник национального согласия». Сейчас работает преподавателем фортепиано в ДМШ № 2. Журналистскую деятельность продолжает как редактор газеты «Архивист Красноярья».

Книга «Запоздалая весна» у автора — не первая, потому может себе позволить посвятить её только одной теме. Книга целиком лирическая. Начинаясь с внезапной трагической ноты, в дальнейшем — увлекает читателя сюжетом неровных, мечущихся переживаний героини, пытающейся обрести любовь.

Несмотря на нотки разочарования и усталости героиня вновь и вновь находит в себе силы обрести желаемого, при этом принося в жертву любви не только репутацию, но и собственную жизнь.

Михаил Стрельцов, для Территории культурных событий

Дата публикации: 14.02.2013

Комментарии