«EESTI MAJA» — «Эстонский дом» в Сибири

Посвящается 20-летнему юбилею Красноярского эстонского общества «ЭЭСТИ»

 

В Красноярском крае проживает около четырех тысяч эстонцев. Первые эстонские переселенцы появились 160 лет назад. На карте Красноярского края сохранились исконные эстонские названия деревень: Нарва, Печёры, Эстония, Ряпина, Верхний Суэтук.

Большинство сибирских эстонцев приехали сюда в поисках лучшей доли, приехали с мечтой построить новую жизнь в далекой Сибири, создать себе свой новый счастливый дом. Смогли ли сибирские эстонцы построить себе здесь дом и обрести настоящее счастье? Стала ли Сибирь землею обетованной? Чем и как можно помочь сибирским эстонцам, у которых судьба, язык и свой уклад жизни?

Кто пожелал, давно уехал, а эти живут здесь без всяких грез о европейских благах и порядках. Эстонский дом отличается не только атмосферой и традициями. Сибирский эстонский дом своеобразное сочетание сибирской воли и мало знакомой кому эстонской старины.

«Эстонский дом» — так называют свои культурные центры эстонцы в разных столицах мира, «Эстонский дом» есть в Нью-Йорке, Торонто, Стокгольме, в Таллинне, в России, в Сибири такого дома нет. Возможно, пришло время создать такой дом. Открыть себя миру, строить современные культурные и деловые отношения с «Эстонскими домами» всего мира. Всемирные эстонские дни ЭСТО-2013 состоятся в Сан-Франциско, где есть «Эстонский дом» не пора ли и нам начинать жить по-новому?

Мы хотим сделать себе такой дом и пригласить в него на праздник всех друзей! Символический дом, мечта о доме и о счастье.

Проект представляет собой инсталляцию из вышитого вручную полотна 4×15 метров, стена и крыша, вышитые традиционными эстонскими символами и орнаментами, помещенное на деревянный каркас. Внутри дома представлено традиционное эстонское жилище — кухня, комната, спальня с детской колыбелькой и игрушками ручной работы. В жилой комнате 3 проектора транслируют на три экрана три темы: первая — вода, море; вторая — растительность, цветы, листья, трава; третья — творческий отчет, документальное видео, а также семейные архивы, старые фотографии и воспоминания. В нижней части дома 12 фигур овец и пастух.

Авторы проекта: Вера Николаева — Ойнетс и Виктор Сачивко.

Эстонские переселенцы обогатили многонациональную культуру Сибири. В 1991 году в Красноярске образовано национальное культурное общество «ЭЭСТИ», с 2009 эстонская национально-культурная автономия, общество «ЭЭСТИ» ведет многоплановую междисциплинарную деятельность в области культуры, образования, сохранения языка и традиций.

В 1992 и в 1993 г.г. были организованы краевые эстонские фестивали, в 1996 был проведён краевой фестиваль финно-угорской культуры, Регулярно ведутся курсы эстонского языка, дети посещают летние лингвистические лагеря в Эстонии. Молодежь имеет возможность получать образование в вузах Эстонии, по программе «Соплеменник», имея стипендию и выбор университета, обучается из края около 15 человек.

В 1996 году делегация сибирских эстонцев побывала на ЭСТО-96, Всемирных эстонских днях в Стокгольме, в 2004 году 20 человек побывало на такой же встрече в Риге и в Таллинне, в 2009 году детский ансамбль сету побывал на всемирном эстонском форуме ЭСТО-2009, в Мюнстере, при поддержке фонда культурных инициатив Михаила Прохорова.

Хайдакский музей регулярно участвует в международных музейных проектах. В сентябре 2007 на VII Международной Красноярской Музейной Биеннале «Чертеж Сибири» своим проектом «Сетумаа. Возвращение мечты» музей завоевал Гран-при в конкурсе музейных экспозиций, что является значительным и знаменательным событием. С 2006 года устраиваются Дни Кино Эстонии.

Организуются фольклорные праздники по народному календарю, такие как Михкель, Марди, Кадрипяев и Янов день, в том числе и с другими обществами. Эстонское общество передало в дар библиотеки Красноярского края свой фонд. В библиотеке проводятся различные мероприятия, такие как День родного языка, литературные встречи.

Уникальность проекта в том, что он способствует толерантности, открытости, диалогу культур. Проект направлен на сознание своей собственной истории и будет способствовать сохранению самобытной национальной культуры, установлению культурных, туристических, и других связей.

Какой специфический вклад мы можем внести в общество, если мы теряем свою идентичность? Смысл национальных культурных обществ в том, чтобы сохранять национальный идентитет, который обогащает наше общество. И в этом контексте возникает вопрос о национальных культурных автономиях. Если народ теряет свой язык, свою культуру, он теряет себя и не может внести свой вклад в многонациональное общество.

Это отражение национального мировоззрения и способ, как народ видит мир или специфическая перспектива нашего общего мира, который позволяет видеть всё с другой точки зрения. Когда в обществе есть разные перспективы, существуют разные точки зрения, это помогает преодолеть односторонность и узкие взгляды и способствует толерантности, открытости и духу диалога.

Мы хотим популяризовать проект в дальнейшем, как можно соединить прошлое и настоящее, создавать современное искусство, не забывая старинные традиции и культурное наследие.

Дата публикации: 05.11.2012

Комментарии