В окрестностях Шарыпово работает экспедиция германских и петербургских палеонтологов

Ученые из Боннского университета и Зоологического института Российской академии наук уже третье лето подряд приезжают в Шарыпово. Они исследуют местонахождение остатков животных среднеюрского периода мезозойской эры. Местонахождение было открыто 12 лет назад научным сотрудником Шарыповского краеведческого музея Сергеем Краснолуцким и расположено в карьере угольного разреза «Березовский» ОАО «СУЭК-Красноярск».

По словам научного сотрудника Боннского университета Юлии Шульц, в пластах породы сохранилось богатое многообразие остатков рептилий, насекомых и даже млекопитающих. Последние особенно интересны, поскольку в юрский период млекопитающие были еще немногочисленны, и мест, где удалось найти их остатки, в мире единицы. Шарыповское местонахождение уникальное для России. Еще три подобных есть в Англии, Северной Америке и Португалии.

По челюсти с зубами, обнаруженной на шарыповском местонахождении, уже описан новый вид хищного динозавра — Kileskus Aristotokus, который признан предком знаменитых тиранозавров мелового периода. А в этом году впервые удалось обнаружить в пластах породы хорошо сохранившиеся скелеты рыб той далекой эпохи. Заведующий кафедрой териологии Зоологического института РАН, доктор биологических наук Александр Аверьянов считает шарыповское местонахождение особенным по богатству. На соседних угольных разрезах, которые также обследовали ученые, подобного изобилия и разнообразия следов древних животных не наблюдается. Возможно, на шарыповской земле в давнюю эпоху случился какой-то геологический катаклизм, который и законсервировал пласты пород с остатками.

А в краеведческом музее в Шарыпово под руководством Сергея Краснолуцкого из находок оформили целую палеонтологическую экспозицию. Ее главным украшением является подлинный скелет стегозавра, найденный в окрестностях карьера. У скелета отсутствует череп, что пока не позволяет окончательно классифицировать животное. Однако даже без него это уникальная находка — единственный скелет стегозавра юрского периода в России.

Дата публикации: 26.07.2012