Красноярский Театр Юного Зрителя (ТЮЗ)

Красноярский Театр Юного Зрителя (ТЮЗ) Красноярский Театр Юного Зрителя (ТЮЗ) Красноярский Театр Юного Зрителя (ТЮЗ)

Красноярск, Академика Вавилова, 25 (на карте)

+7 (391) 213-14-65, +7 (391) 213-10-32 , +7 (391) 213-18-30

www.ktyz.ru

Седьмого декабря 1964 г. на правом берегу Енисея в (тогда) Доме культуры им. В. Маяковского, на ул. Вавилова, торжественно открылся краевой театр юного зрителя им. Ленинского комсомола. Первая труппа состояла из выпускников Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.

В июле 1964 г. в Красноярск во главе с режиссером В. И. Галашиным, режиссерами Г. М. Опорковым и В. П. Дориным приехала группа молодых актеров: Николай Олялин, Лариса Малеванная, Николай Королев, Лев Бриллиантов, Юрий Затравкин, Валерий Косой. На первом сборе труппы В. И. Галашин сказал: «Главное для нас - открыть театр со своим лицом. Мы должны сделать отличительной чертой нашего репертуара проблемные, актуальные пьесы о жизни молодого современника».

Весной в 1965 году театр возглавил И. Р. Штокбант, уже первым своим спектаклем «Красноярская баллада» заявивший о себе как талантливый  режиссер.

У театра появилась своя тема – утверждение гражданского начала в молодом человеке,  красноярский ТЮЗ стал театром страстной гражданственности. В этот период он находился на подъеме. Спектакли красноярцев приезжали смотреть московские критики, они отмечали смелость и мастерство.

В 1968 году театр возглавил Ю. Мочалов. В это время в репертуар брали пьесы, которые прежде либо никто не ставил.

Не менее яркий период творческой деятельности театра (1970-1972 гг.) связан с именем К. Гинкаса. Основная тема театра – становление личности на крупных изломах жизненного пути, в эпоху потрясений. Спектакли этого периода: «451 градусов по Форенгейту» Р. Бредбери, «Кража» В. Астафьева, «Гамлет» У. Шекспира, «Сотворившая чудо» У. Гибсона

Осенью 1972 года в театр пришел новый главный режиссер. А. Попов, отдавший ТЮЗу семь лет. Главные удачи А. Попова связаны с постановкой классических произведений – «Гроза» А. Островского, «Тартюф» Мольера, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Работы А. Попова в Красноярском ТЮЗе получили всесоюзное признание.

В 1980 г. театр возглавил выпускник  Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского Александр Каневский. Вместе с ним пришли в театр главный художник Олег Фирер и Елена Тутова, обучавшаяся искусству режиссуры в ГИТИСе. Театр того времени был поэтическим. Александр Каневский был удостоен Премии Министерства культуры СССР за создание спектакля «Сирано де Бержерак», который по итогам Всесоюзного фестиваля ТЮЗов в 1981 г. был отмечен в числе лучших.

Мюзикл «Тимур против Квакина» (постановка А. Попова) в 1980 году на Всесоюзном фестивале в Москве был признан лучшим спектаклем года для подростков. Режиссерским кредо А. Каневского была тема стремления молодого человека к нравственному максимализму. Эта задача требовала постоянного поиска нового театрального языка.

В 2001 году от удара молнии в театре случился пожар, который вывел из строя все здание. Начался затяжной ремонт. Срочно оборудовали альтернативную сцену на 90 мест. Более  пяти лет ТЮЗ находился в состоянии ремонта.

Красноярский Театр Юного Зрителя всегда славился яркими актерскими индивидуальностями. И сегодня в театре работает немало талантливых актеров – от заслуженного артиста России Алексея Алексеевича Ушакова, который в ТЮЗе с первых дней жизни театра, до молодых артистов, ежегодно пополняющих труппу.

В сентябре 2011 года ТЮЗ возглавил Роман Николаевич Феодори, выпускник петербуржской театральной школы. Преемственность исторической традиции в ТЮЗе сохраняется.

Комментарии