Золото партии. Сергей Ковалевский. Инсталляция
Cергей Ковалевский
Золото партии
951 советский значок, восковая фигура, искусственный мех, контейнер
«Фантазия — есть качество величайшей ценности». (В. И. Ульянов )
Мы все острее убеждаемся, что российская история ХХ века — заминированная территория. И из ее глубин к нам обращен взгляд и вызов безымянных жертв, угнетенные поколения смотрят на нас в надежде ретроактивного искупления.
Живой музей, памятующий о своем «ленинском» прошлом, должен делать попытки проработки травматических событий российской истории. Культура может производить фантазматическую аппаратуру для визуальной анестезии «внеисторической»
«Красные залы» — последний в КИЦе оплот революционной идеологии — в позднеимперской редакции. Традиция подвешивания «хрустального ларца» в «сакральном» ядре экспозиции возникла в рамках Красноярской музейной биеннале 2011 года — тогда он использовался как морозильная камера для укрытия снежного тела спящей сибирской земли (авторства Василия Слонова). «Холода спали, снег растаял», а парящее ложе осталось. Видно, потому что «Красные залы», связаны тонкой, но прочной нитью со специфическим наследием советской эпохи — Мавзолеем на главной площади страны. Это место буквально телесной презентации «вождя мирового пролетариата» в нашей действительности — одновременно слепое пятно на карте коллективного бессознательного. И здесь, на мемориальной площадке, уместно тоже,
Кроме историософской диагностики инсталляция бросает отблеск на существенную эстетическую проблематику: как работают современные средства выразительности?
Совмещение пластического антропоморфизма и
Поднятая из фондохранилищ коллекция значков
Как известно, настоящий саркофаг — ящик с «двойным контуром». У египтян над мумией фараона устраивалась крышка с рельефом, повторяющим в драгметалле скрытое внутри физическое тело. Ахейцы накладывали на своих царей золотые погребальные маски. В более экономную эпоху почивших
Этот архетип «презентационного фильтра вечности» воспроизводится и здесь. Функцию символического представительства человека выполняет «значковый» слой, абсорбирующийся в четыре буквы. Само мерцающее лаком и латунью слово «ТЕЛО» повторяет размеры человека. Характерно, что шрифт скопирован с надписи на фризе Мавзолея Ленина.
А ладонь есть видимая часть «куклы» Ильича, подаренной однажды КИЦу кочующим музеем восковых фигур.
С другой, изнаночной, стороны, условная «мумия» подает сигнал ладошкой, прорывающейся на «символическую» поверхность. Кисть руки — характерный 3D штрих в мозаичной плоскости. Таким образом, помимо идеологической многозначности жеста (связанной с мантрой «Ленин жив») возникает
Существует и перспективный семиотический план
Место: Красные залы