Российский национальный оркестр и Гидон Кремер в Красноярске
1 ноября в 19.00 в Большом зале филармонии в рамках VI Красноярской ярмарки книжной культуры выступит Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, солирует Гидон Кремер (скрипка, Латвия).
Лучший, по мнению многих музыкальных критиков, симфонический коллектив нашей страны, Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева представляет очередную программу, составленную специально для Красноярской ярмарки книжной культуры.
Михаил Плетнев и РНО — постоянные и желанные гости ярмарки — их выступление в краевой столице является одним из кульминационных моментов осенней программы. В этом году маэстро появится в Сибири со своим давним творческим партнером, одним из лучших скрипачей современности Гидоном Кремером.
В программе концерта — музыка двух любимых Плетневым композиторов, Сергея Рахманинова и Яна Сибелиуса. Созданные с интервалом в четыре года Вторая симфония и Скрипичный концерт — два роскошных, щедрых на красивые мелодии произведения — истинные наследники своих национальных музыкальных традиций.
Российский национальный оркестр — единственный из столичных симфонических коллективов — представил за последние годы наиболее полный комплект симфонической музыки русского и финского композиторов. И если с Рахманиновым в России дело обстоит еще более-менее благополучно, то мифопоэтические фрески Сибелиуса знакомы лишь меломанам. За небольшой промежуток времени оркестр исполнил почти все симфонии финского романтика, большую часть симфонических поэм, и, конечно, самые популярные опусы — Концерт для скрипки с оркестром и Грустный вальс. «Плетнёв, кто в 90-е годы был самым острым (революционным, извлекающим искусство из внутренней дисгармонии) интерпретатором Чайковского, сейчас нашел иного «себя в прошлом» — Сибелиуса, чья душа неразделимо слита с величием природы и эпическим шагом истории. Этот взгляд на мир, кажется, проник и в искусство Плетнёва», — писали «Ведомости» (2011).
В свой единственный Скрипичный концерт Ян Сибелиус вложил всю любовь к этому инструменту. Это гимн скрипке, созданный композитором, который мечтал о карьере скрипача, но из-за травмы плеча вынужден был навсегда отказаться от нее. Художник совмещает в своем ярком полотне филигранную технику, призванную выявить все возможности инструмента, с широкими колоритными «эпическими» мазками, возвышающими «соревновательный» концертный жанр до уровня симфонической поэмы.
Таким же монументальным философским полотном, включающим в себя тончайшие оттенки чувствования, предстает Вторая симфония Рахманинова, передать суть которой способен лишь утонченный творец-исполнитель. После премьеры ее сравнивали с Патетической симфонией Чайковского, говоря о преемственности двух композиторов. Критик Николай Кашкин писал, что во время исполнения симфонии «находишься под непрерывным обаянием потока музыкальной красоты».
Еще до Красноярской ярмарки Вторая симфония Рахманинова прозвучала в сентябре в Москве на открытии Большого фестиваля РНО (20 лет назад Михаил Плетнев и его коллектив осуществили запись симфонии на Deutsche Grammophon). Чрезвычайно красивый и чрезвычайно сложный Скрипичный концерт Сибелиуса открывал фестиваль Российского национального оркестра в 2011 году, а также был исполнен с участием Вадима Репина в мае ушедшего сезона в парижском зале Плейель.
Гидон Кремер также принял участие в сентябрьском фестивале РНО вместе со своим коллективом «Кремерата Балтика».
Весной творческий тандем совершил европейские гастроли, притом маэстро Плетнев выступил в качестве солиста с «Кремерата Балтика». «Мне доводилось неоднократно работать с Михаилом Плетневым как с дирижером и всякий раз поражаться, насколько он погружен в партитуру, в музыку, — говорил Гидон Кремер после апрельского концерта в Риге. — Репетиции протекали очень интенсивно. Все были заражены той атмосферой, которую распространяет Михаил Плетнев. Его оркестр — один из лучших в России».