Андрей Бардин (Красноярск). Фейерверк органных токкат
18 июля в 19:00 в Органном зале программу фестиваля «Летние вечера в Органном зале» продолжит «Фейерверк органных токкат» в исполнении Андрея Бардина.
Красноярский органист раскроет слушателям секрет «прикосновения к органу». Ведь, токката и переводится с итальянского — «прикосновение». Жанр органной токкаты, как в зеркале, показывает особенности трактовки исполнительских возможностей органа композиторами той или иной эпохи. В программе концерта прозвучат произведения И. С. Баха, Д. Букстехуде, Л. Боэльмана и Ш. Видора.
Так, токкатам Д. Букстехуде свойственны ораторский пафос, драматизм, богатство фантазии и сложная педальная техника. Всё это подготовило некоторые стороны баховского органного стиля.
Творчество И. С. Баха стало кульминационным пунктом развития старинной токкаты и обобщением всех её исторических тенденций. Токкаты Баха отличаются небывалым прежде размахом формы, значительностью и глубиной содержания, а также сложнейшей мануальной и педальной техникой. Органные токкаты воплотили в себе черты неслыханно виртуозной игры Баха, современники которого «считали почти непостижимым, как он мог так особенно и так быстро переплетать пальцы рук и ноги, совершал ими величайшие скачки на инструменте, не допуская ни единого фальшивого звука» (И. Шейбе).
Взгляд на жанр токкаты на рубеже XIX–XX веков раскрывается в творчестве французских композиторов — Л. Боэльмана и Ш. Видора. Характерно, что токкаты в качестве одной из частей встречаются в самых популярных произведениях этих авторов: например, в «Готической сюите» Л. Боэльмана и в Пятой симфонии для органа Ш. Видора.