Экспериментальная российская анимация («специальная программа» Vi большого фестиваля мультфильмов»)
Анимация / (18+)
Длительность: 58 мин.
Принято считать, что современная русская анимация насквозь традиционна и боится экспериментов, особенно формальных. Тем не менее, мы считаем, что экспериментальная анимация в России есть, только она живет не в кинозалах, а в галереях. Экспериментами и провокациями в этой области сегодня занимаются художники видеоарта, использующие анимационные технологии.
Мультипликационное кино, с моей точки зрения, - это составное изображение, которое возникает как реакция на покадровую запись. Для современного художника - мультипликация не столько прием, сколько отражение возможностей методов взаимодействия с тканью изображения. Составляется сознательная оппозиция классическому видео и экспериментальному изображению. Наивное взаимодействие с анимационной структурой позволяет художнику провозгласить абсолютную идею произведения в эпоху коллажной мультипликации о том, что именно смежное изображение является системой координат для новой образности.
Представленные в программе художники работают с анимацией, точнее анимационным образом, достаточно последовательно. Ольга и Александр Флоренские рассматривают анимацию как язык наивного изображения. Петр Жуков, наоборот, увлечен деконструкцией картинки - его короткие фразы, набранные из социальных сетей, сформированы как определенная живописная структура. Маша Ша вводит в документальное изображение элементы анимации и работает с ними как с визуальными фразами. Группа "Провмыза" (Галина Мызникова и Сергей Проворов) рассматривает пленку как материал для мультипликационных экспериментов, акустическая анимация Олега Елагина вводит элемент визуальной деконструкции. Марина Черникова последовательным линейным монтажом воспроизводит идею анимации, Алексей Булдаков работает с авангардным образом и стирает его до уровня обывательского отношения (для него анимация - форма особого взаимодействия со зрителем), Дмитрий Трофимов пользуется академическим представлением о том, чем может являться анимация и предлагает рассмотреть пейзаж через открытку путешественника. Это открытое зрение позволяет художникам использовать анимацию в качестве открытой изобразительной системы.
В ПРОГРАММЕ ПОКАЗА:
«КОЛЫ» / Борис Казаков, 1998, 8 мин, Россия
Фантастический и стремительный экшн, нарисованный и процарапанный поверх фильма киноэкспериментатора Евгения Юфита «Серебряные головы»
«ТРОФЕЙНЫЕ ФИЛЬМЫ» / Александр и Ольга Флоренские, 2003, 10 мин, Фонд социально-культурных программ "Губерния", Россия
Фильм состоит из пяти пародийных двухминутных "фильмов в фильме": "Японский трофейный фильм", "Мусульманский трофейный фильм", "Немецко-фашисткий трофейный фильм", "Русский трофейный фильм", "Трофейный фильм неясного происхождения".
«ABCD» / Маша Ша, 2009, 4 мин, Россия
Сложно разбираться со словами, особенно когда они не твоего родного языка.
«X» / Маша Ша, 2007, 1 мин 23 сек, Россия
X значит что-то мистическое, странное или неизвестное.
«ТРЕУГОЛЬНИКИ – ЭТО МОЯ ФОРМА» / Юлия Застава, 2010, 2 мин 47 сек , Россия
Взаимосвязь того или иного состояния независимой переменной с определенным значением зависимой переменной. Когнитивный диссонанс.
«ВИШЕНКИ ГОВОРЯТ» / Юлия Застава, 2009, 4 мин 47 сек , Россия
Обрывочное повествование о галлюцинации ландшафта. Мертвые горы, кислотный пень, размножающийся глазами, проблемы в мире людей - это взгляд ягод, поэтому аутичный химический звук и почти полное отсутствие драматургии.
«FUCKING ABSTRACTIONIZM» / Алексей Булдаков, 2008, Россия
Агитация - это процесс распространения идей для воздействия на сознание, настроение и общественную активность масс. "Ажитация" в более широком смысле означает состояние возбуждения или тревоги. Однако в самом узком своем смысле латинское "agitatio" означает "приведение в движение". Все эти три смысла "агитации" оживлены в анимации Алексея Булдакова "Секс-Лиссицкий". Булдаков обращается к агитационному плакату Л. М. Лиссицкого "Клином красным бей белых", агитирует, то есть, производя мультипликационную версию плаката, приводит в движение простейшие геометрические фигуры и, тем самым, очень волнует, даже тревожит зрителя: взаимопроникающие супрематические формы двигаются в духе полового акта, издавая звук порно-видео.
«МАРОККО» / Дмитрий Трофимов, 2007, 1 мин 10 сек , Россия
Путевые заметки, составленные как коллаж изображения
«СЕРФИНГ ПО ГОРОДУ» / Марина Черникова, 2007, 3 мин 20 сек, Россия
Эта работа – результат исследования границ психологического восприятия городской среды, равно как и тестирование передовых рубежей языка видео как средства артистического самовыражения. Перевод воспринимаемой энергии города в энергетику его понимания. В результате, узнаваемые и логичные архитектурные элементы трансформируются в абстракции. А общий концепт города как понятного структурированного ансамбля переводится в динамичное, фрагментарное и индивидуальное восприятие городской среды.
«ПРАВИЛО КАПИТАНА» / Андрей Суздалев, 2012, 6 мин 03 сек, Россия
На капитана небольшого судна, находящегося в дальнем плавании, воздействует множество факторов: нестабильность, неизвестность, удалённость от берега, зависимость от погоды, технические поломки, отношения с экипажем и т.д. Некоторые простые, на первый взгляд, правила организации жизни в море помогут сохранить душевное равновесие, которое является неотъемлемой частью «хорошей морской практики». Фильм-конспект по мотивам записей яхтенного капитана Евгения Шкарубы.
«СМЫВАЯ КРАСКИ» / группа «Провмыза» (Галина Мызникова, Сергей Проворов), 1995, 2 мин 50 сек, Россия
Изображение ударяет в глаза цветовыми вспышками переменной толщины и яркости. Оазис для глаза, осмысленный мелодичной фортепианной музыкой, подобен сновидению.
«ГРАВЮРА» / Группа «Провмыза» (Галина Мызникова, Сергей Проворов), 1995, 3 мин 50 сек , Россия
Работа сделана на основе найденных на территории нижегородского кинокомплекса обрезков засвеченной киноплёнки. Ее поверхность напоминает деревянные или медные листы литографий с видами старого города, зеркально опрокинутыми вниз.
«RUSSIAN ONLINE TUBE» / Петр Жуков, 2012, 12 мин, Россия
Серия работ, основанная на видеороликах с русского сегмента youtube, в своей визуальной интенции отсылающая к немецкому экспрессионизму. Работа представляет экзистенциальное предчувствие катастрофы, аккумулированное в нескончаемом потоке девиантных видеороликов.
В Доме Кино с 25 Марта по 25 Марта