«Евгений Онегин»
Евгений Онегин
лирические сцены
Либретто
«Евгений Онегин» Пушкина и Чайковского… Сегодня мы все привыкли к такому сопряжению. В пору же создания оперы замысел композитора казался дерзким не только близкому кругу лиц, но и самому автору. Это была драматургия новая, не имевшая прецедентов. И Чайковский не уповал на счастливую судьбу своего детища. Ему казалось, что обыденность сюжета, лишенного привычных оперных коллизий, не в состоянии будет увлечь зрителей.
К счастью, композитор ошибся. Опера живет уже более 100 лет. И нет, кажется, в мире театра, который бы не ставил «Евгения Онегина». Но чем больше таких постановок, тем тягостнее груз исполнительских традиций, тем сложнее прочесть партитуру свежим взглядом и увлечь своим прочтением публику. Все же зная, что «Онегин» Чайковского у зрителя, что называется «на слуху», что они ждут не сцене соответствия своему личному представлению о каждом персонаже, предвидя возражения против любого изменения в общепринятой трактовке, Красноярский оперный театр «рискнул» поставить «Евгения Онегина». И здесь постановщики спектакля задумали его решение не по «энциклопедии русской жизни» Пушкина, а исходя из определения «Онегина» Чайковским как «лирических сцен».
Жертвуя многими подробностями романа, опуская и меняя иные сюжетные ходы и лирические
Попытке прочесть оперу через призму художественной индивидуальности Пушкина и Чайковского, взглянуть на произведение сквозь поэтику их художественного стиля, мировоззрения соответствует и сценографии спектакля — разомкнутая, намеренно «высвобожденная» от привычных» потолков и стен».