«Щелкунчик»
Слава
«Иоланта» и «Щелкунчик» последние произведения Чайковского для музыкального театра, это «духовное завещание» композитора — сохранить в своей душе верность и самоотверженность, жажду счастья и жизни, любовь и человечность.
Своему рождению «Щелкунчик» был обязан директору императорских театров —
В основу спектакля «Щелкунчика» была положена повесть
Премьера «Щелкунчика» состоялась в один вечер с «Иолантой» — 6 декабря 1892 года в Мариинском театре (
Несмотря на то, что Чайковский высоко ценил достижения Петипа, советовался с ним при работе с эскизами, все же музыка балета оказалась довольно сложной для сценического решения — композитор все больше уходил вперед, к симфонизации балета, а мысль балетмейстера, так же как и уровень балетного театра того времени, не поспевали за ним. В итоге — постановку балета осуществил хореограф Л. Иванов, декорации созданы художниками — К. Ивановым, М. Бочаровым, костюмы сделаны по эскизам И. Всеволожского.
После Льва Иванова многие крупные балетмейстеры России, такие как А. Горский, Ф. Лопухов, В. Вайнонен, Ю. Григорович, И. Бельский, И. Чернышев, брали на себя трудную роль интерпретаторов «Щелкунчика». Каждый из них учитывал опыт предшественников, но каждый предлагал оригинальную версию, ориентируясь на собственное понимание музыки Чайковского, личные эстетические склонности и запросы времени.
Путь хореографов к постижению музыки «Щелкунчика» оказался долгим и тернистым, но в то же время, партитура «Щелкунчика» остается невероятно притягательной и для современного балетного театра ХХI века.