«Кармен»
опера в
Либретто А. Мельяка, Л. Галеви по одноименной новелле П. Мериме.
В памятный вечер 3 марта 1875 года в Париже на сцене театра «Опера комик» состоялась премьера оперы «Кармен» (по мотивам новеллы П. Мериме, либретто — А. Мельяк и Л. Галеви) — последнего и лучшего творения
Но странная участь постигла это произведение Бизе. На премьере «Кармен», которая стала в настоящее время одной из самых популярных опер, потерпела фиаско: первые два акта были приняты хорошо, третий — сдержанно, четвертый — ледяным молчанием.
Сегодня трудно себе представить, какие чувства могли волновать публику в тот вечер. О каком успехе оперы можно говорить, если даже сам директор театра
Провал «Кармен» так подействовал на композитора, страдавшего пороком сердца, что спустя ровно три месяца — 3 июня 1875 года — Бизе, не вынеся душевных потрясений, скончался.
Успех опере принесла постановка в том же году в Вене в музыкальной редакции Э. Гиро (разговорные диалоги заменены речитативами, включены сцены на музыку из опер Бизе «Пертская красавица» и «Арлезианка»).
За 5 лет опера обошла сцены крупнейших городов мира с всё возрастающим успехом. В 1904 году в Париже прошло тысячное представление «Кармен», после которого композитор Габриель Форе написал: …«Необъяснимо, как музыка Бизе, полная света, красочности, искреннего чувства и очарования, не покорила публику с первого же её появления; как могли не взволновать эту публику её драматизм, её патетика и огромная сила страсти?!»
Образ Кармен стал олицетворением роковой страсти и неизбежности трагической развязки. При этом другие персонажи оперы, их чувства, поступки подчас оставались на втором плане. «Кармен» на сцене нашего театра — это не только история страстной цыганки, но и история солдата Хозе, который разрушает самое лучшее, что есть вокруг него, порой даже не замечая этого. Это и судьбы других, менее заметных на первый взгляд персонажей (Эскамильо, Микаэла, Цунига, Моралес), оказавшихся на «линии судьбы» Кармен — Хозе.