Кармина Бурана, или Колесо фортуны
Мистерия для солистов, хора, оркестра и балета в II частях
Продолжительность 2 часа
Сценическая редакция Александра Полубенцева
Премьера состоялась 8 января 1999 года
Музыкальный руководитель и дирижер — Заслуженный артист России Анатолий Чепурной
Режиссура, хореография и постановка — Александр Полубенцев
Художник-постановщик — Мария Смирнова-Несвицкая
Хормейстер — Дмитрий Ходош
Художник по свету — Заслуженный деятель искусств России профессор Ефим Удлер (Москва)
Хормейстер оперной студии — Наталия Цюпа
Ассистент хореографа — Наталия Кузнецова (Санкт-Петербург)
Карл Орф (1895 — 1982) — выдающийся немецкий композитор, вошедший в историю как смелый реформатор традиционных жанров. Свою главную задачу композитор видел в создании новых сценических форм. Эксперименты и поиски привели его к современному драматическому театру, а также к мистериям, карнавальным представлениям, народному уличному театру, итальянской комедии масок.
Сценические произведения композитора разнообразны по жанрам и тематике. Герои музыкальных сказок («Луна», «Умница») «соседствуют» в его творчестве с трагическими образами античной трилогии («Антигона», «Царь Эдип», «Прометей»), а патетика божественных мистерий («Воскрешение Христа», «Чудо рождения младенца», «Мистерия в конце времени») созвучна духу
Сценическая кантата «Кармина Бурана» занимает в творчестве Карла Орфа особое место. Это произведение, обозначившее переломный этап в жизни композитора, стало для него «вторым рождением». Рукописный сборник, заинтересовавший Орфа, был составлен около 1300 года, а найден в начале XIX века. «Бойернские песни» (таков перевод слов «Carmina Burana») являются памятником светского искусства эпохи Возрождения. В основном, это стихи странствующих
На красноярской сцене в концертном исполнении кантата прозвучала в декабре 1997 года, и уже тогда возник замысел сценической версии этого произведения.
А. Полубенцев, выступив в роли режиссера и хореографа, создал оригинальную версию произведения под названием «Кармина Бурана, или Колесо Фортуны», в редком для театра жанре мистерии.
(Примечание: Мистерия (с греч. «таинство») — вид
Сценическая постановка сочинения Орфа в Красноярском государственном театре оперы и балета является первой в России.