Кармина Бурана, или Колесо фортуны

Кармина Бурана, или Колесо фортуны
23 января 2016 18:00

Мистерия для солистов, хора, оркестра и балета в II частях

Продолжительность 2 часа

Сценическая редакция Александра Полубенцева

Премьера состоялась 8 января 1999 года

Музыкальный руководитель и дирижер — Заслуженный артист России Анатолий Чепурной

Режиссура, хореография и постановка — Александр Полубенцев

Художник-постановщик — Мария Смирнова-Несвицкая

Хормейстер — Дмитрий Ходош

Художник по свету — Заслуженный деятель искусств России профессор Ефим Удлер (Москва)

Хормейстер оперной студии — Наталия Цюпа

Ассистент хореографа — Наталия Кузнецова (Санкт-Петербург)

Карл Орф (1895 — 1982) — выдающийся немецкий композитор, вошедший в историю как смелый реформатор традиционных жанров. Свою главную задачу композитор видел в создании новых сценических форм. Эксперименты и поиски привели его к современному драматическому театру, а также к мистериям, карнавальным представлениям, народному уличному театру, итальянской комедии масок.

Сценические произведения композитора разнообразны по жанрам и тематике. Герои музыкальных сказок («Луна», «Умница») «соседствуют» в его творчестве с трагическими образами античной трилогии («Антигона», «Царь Эдип», «Прометей»), а патетика божественных мистерий («Воскрешение Христа», «Чудо рождения младенца», «Мистерия в конце времени») созвучна духу драмы-оратории «Бернауэрин». Карл Орф, по его собственному признанию, всегда был «человеком театра». Его оригинальный подход к драматургии спектакля, неповторимость и свежесть музыкального языка позволяют говорить о необыкновенно смелом художнике, создавшем новый «мир», главное в котором — синтез музыки, поэзии и действия.

Сценическая кантата «Кармина Бурана» занимает в творчестве Карла Орфа особое место. Это произведение, обозначившее переломный этап в жизни композитора, стало для него «вторым рождением». Рукописный сборник, заинтересовавший Орфа, был составлен около 1300 года, а найден в начале XIX века. «Бойернские песни» (таков перевод слов «Carmina Burana») являются памятником светского искусства эпохи Возрождения. В основном, это стихи странствующих поэтов-музыкантов, так называемых вагантов, голиардов, миннезингеров. Тематика сборника весьма разнообразна. Здесь соседствуют пародийно-сатирические, любовные, застольные песни. Из них Орф выбрал 24 стихотворных текста, оставив неприкосновенными старонемецкий и латинский языки.

На красноярской сцене в концертном исполнении кантата прозвучала в декабре 1997 года, и уже тогда возник замысел сценической версии этого произведения.

А. Полубенцев, выступив в роли режиссера и хореографа, создал оригинальную версию произведения под названием «Кармина Бурана, или Колесо Фортуны», в редком для театра жанре мистерии.

(Примечание: Мистерия (с греч. «таинство») — вид западно-европейского средневекового музыкального представления, в котором религиозная мистика сочеталась с житейским реализмом, где мирские песни и танцы сочетались с литургическими песнопениями.)

Сценическая постановка сочинения Орфа в Красноярском государственном театре оперы и балета является первой в России.

Комментарии