В. Гаврилин
Балет в 2-х действиях
Продолжительность 1 час 50 минут
Премьера спектакля состоялась 25 июня 2009 г.
Балет на музыку Валерия Гаврилина «Анюта» первоначально задумывался исключительно как телеспектакль. Автор сценария Александр Белинский и балетмейстер-постановщик Владимир Васильев смогли не только «пересказать» средствами танца знаменитый рассказ А. П. Чехова «Анна на шее», но найти точный и тонкий пластический эквивалент чеховской прозы.
Екатерина Максимова, великая русская балерина и первая исполнительница партии Анюты в своей книге «Мадам «Нет» вспоминала: «Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский» вальс. Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма: Белинский написал нам письмо, излагая свою идею, но Володю она не вдохновляла до тех пор, пока он тоже не услышал «чеховский» вальс Гаврилина. Вот тут он загорелся — для Володи именно музыка всегда имела определяющее значение в творчестве. Музыка давала импульс его хореографической фантазии, режиссерским находкам, актерским эмоциям».
Сам Владимир Васильев так рассказывал о своей работе над балетом: «мелодика и ритмика литературного произведения на балетной сцене будет по-настоящему волновать только тогда, когда визуальное восприятие сольется со слуховым: музыкой, шумами, безмолвными паузами и так далее. Представить себе форму выражения человеческой мысли языком хореографии без этого я не мог никогда. Именно музыка Валерия Гаврилина — композитора, предложенного режиссером Александром Белинским для телебалета «Анюта», и так точно передающая настроение чеховской прозы, дала мне импульс к работе собственного творческого воображения. Мне и сейчас удивительным представляется это редкое слияние двух художников — Художника слова и Художника музыки…
Вообще, в своем подходе к созданию этого балета все мы, творческая группа — композитор, художник, хореограф-постановщик и дирижер — были едины в одном, стремясь к ясности и простоте изложения Чехова. Средства, которые мы избрали, новыми в области классического танца не назовешь. Скорее, это — поиски уходящих в прошлое замечательных форм балетного спектакля. Здесь есть лирика, романтика, гротеск, комедийность, драматизм и трагизм, и самое главное — человечность и доброта. Именно органичное сочетание всех этих компонентов было всегда особо притягательно для зрителей. Может быть, в этом и состоит секрет столь долгой и успешной жизни этого балета».