Щелкунчик, или Сказка о твёрдом орехе
Либретто Сергея Боброва и Генриха Майорова по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана
В спектакле участвуют женская группа хора Красноярского государственного театра оперы и балета, воспитанники Образцовой детской оперной студии
Постановка и хореография — Заслуженный артист России Сергей Бобров, Заслуженный деятель искусств России Генрих Майоров
Дирижер — Александр Юдасин
Художник — Дмитрий Чербаджи
Художественный руководитель Образцовой оперной студии — Наталия Цыпа
Хормейстер — Дмитрий Ходош
Художники по свету — Сергей Нечаев, Ольга Обласова
«Щелкунчик» — о переломном моменте в жизни, когда уже волнуют надежды ещё неведомой юности, но ещё не ушли детские страхи. Когда сны влекут чувства и мысли вперёд — в жизнь, только предчувствуемую.
Б. Асафьев «Русская музыка о детях и для детей»
Своим рождением «Щелкунчик» обязан директору императорских театров И. А. Всеволжскому. Именно он предложил П.И.Чайковскому написать музыку к балету-ферии по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Сказка была использована не в подлиннике, а во французском пересказе А. Дюма-отца под названием «История Щелкунчика». Либретто и программу постановки балета «Щелкунчик» создавал главный балетмейстер Петербургской императорской труппы М. Петипа. Но серьезный смысл музыки Чайковского явно не соответствовал либретто «бездумно-пряничного» детского балета у Петипа. Петипа ставить «Щелкунчик» не стал, а передал постановку нового балета своему помощнику, второму балетмейстеру Мариинского театра Л. Иванову.
Балет «Щелкунчик» признан мировым шедевром. Но из-за противоречий между либретто и музыкой «Щелкунчик» и по сей день вызывает сложность у хореографов всех поколений. Существуют несколько редакций балета «Щелкунчик». Их создавали крупнейшие балетмейстеры России: А. Горский, Ф. Лопухов, В. Вайнонен, Ю. Григорович, И. Бельский, И. Чернышев, В. Елизарьев. Каждый из них учитывал опыт предшественников, но каждый предлагал оригинальную версию, ориентируясь на собственное понимание музыки Чайковского, свои личные эстетические представления и требования времени. Постижение музыки П. Чайковского продолжается и сегодня…
Красавицу принцессу Пирлипат спас орех Кракатух и прекрасный юноша, превратившийся в чудовище. Такова предыстория знаменитого Щелкунчика, которая вошла в новую версию готовящегося к постановке балета. А история, основное действие «Щелкунчика», будет происходить в Зазеркалье. Оказавшись по ту сторону магического «зеркала времени», маленькая Мари и её юные гости превращаются во взрослых, а Дроссельмейер, который на самом деле был чародеем, наоборот, помолодеет и станет принцем.
Балет «Щелкунчик» давно является символом Рождества и Нового года, и на сцене обязательно «вырастет» украшенная огнями ёлка. А затем по мановению волшебной палочки Дроссельмейера она превратится в то самое «зеркало времени», благодаря ему и будут происходить все сценические чудеса.
Герои совершат путешествия в снежный лес, в сказочную страну Фантазия и царство сладостей и забав Конфитюренбург. Там живут сказочные герои, которые ходят в напудренных париках и шляпах-кораблях — как в красочном карнавале. А от игры света будут рождаться сценические иллюзии: то ли явь, то ли фантазия…