Эдхам Акбулатов: «Красноярск для креативного класса»

Эдхам Акбулатов: «Красноярск для креативного класса»

В Красноярске не вырастут небоскребы, но в ближайшие 20 лет исчезнут долгострои, появятся трассы непрерывного движения и пешеходные маршруты. Эдхам Акбулатов объяснил «ДК», какое будущее ждет город

 

В июне будет год, как Эдхам Акбулатов стал главой Красноярска. За это время он сменил почти всех руководителей департаментов администрации. Новый мэр регулярно инспектировал стройки дорог, больниц и детских садов, демонстрируя тем самым свои приоритеты. Г-н Акбулатов считает, что в будущем Красноярск не избавится от статуса промышленного города, но развиваться будет за счет инновационных предприятий.

Два сценария

В публичных дискуссиях о перспективах Красноярска в последнее время наметились два лагеря: одни говорят, что нам нужен город для креативного класса, другие настаивают, что разумнее выбрать путь промышленного развития. Эдхам Акбулатов уверен, один вариант не исключает другого. Будущее Красноярска совмещает оба вектора развития.

— Что такое креативный класс?

Часто к нему относят художников, рекламистов, музыкантов, людей творческих профессий. Но это мнение ошибочно. Креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое. Это участники высокотехнологичной экономики, требующей наличия творческого мышления и способности нешаблонного решения задач, в том числе люди научно-технических профессий, ученые, инженеры, те, кто работает на наукоемких производствах. Так вот, думаю, в будущем Красноярск продолжит путь промышленного развития, станет городом современных, высокотехнологичных производств. И в нем в подавляющем большинстве будут жить представители креативного класса.

Залогом того станут ресурсы края — полезные ископаемые, которые добываются в крае. Это наше гигантское преимущество. А у кого-то ресурсом является теплое море, которое привлекает туристов. Хотя еще неизвестно, кому повезло больше. Я был в Испании и видел множество молодых людей, которые только и делают, что разбирают и собирают шезлонги для приезжих. Бездумней работы не придумаешь. Молодежь не стремится учиться, работать: море, подаренное природой, прокормит их всех. У Красноярского края исторически сложилась иная, более сложная задача: для того чтобы грамотно воспользоваться ресурсами, нужна наука: институты, лаборатории, школы. Учитывая эти обстоятельства, я вижу Красноярск современным, комфортным, интересным городом, в котором живут представители креативного класса.

— Каким вы видите город через 20–30 лет в градостроительном плане? Город небоскребов или, может, музей под открытым небом?

— 20–30 лет — это небольшой срок, по сути, это миг для города. Не думаю, что Красноярск принципиально изменится, станет городом небоскребов или музеем, как Венеция или Прага. Основные, знаковые места сохранят прежний облик. Появятся новые жилые районы, но их будет немного.

— Красноярск будет расти вширь?

— Новые районы в основном разместятся в северной части города. «Красноярск-Сити» будет построен прямо за «Ареной. Север», появится жилой район Солонцы-2. Сформируется еще один жилой район недалеко от Бугача. Это те площадки, которые за 20 лет будут освоены. Наряду с ними изменятся и места ветхой частной застройки: Николаевка, частные секторы Базаихи и Покровки. Судьбы у этих районов будут разные. Где-то вырастут многоэтажки, где-то будут стоять дома средней этажности в 5–6 этажей. Небоскребов не будет, самые высокие здания в пределах 30–35 этажей. Если честно, не вижу необходимости строить в Красноярске высотки. В городе они могут появиться, но в качестве уникальных проектов, отличных от других. Как, например, офисное здание «Первая башня». Ожидаю, что в течение ближайших лет будет введено в эксплуатацию здание «КАТЭКНИИуголь». Владелец объекта активно над этим работает, планируя закончить строительство и благоустроить прилегающую площадь. В районе Взлетки появятся современные деловые центры и здания. Например, там уже строится гостиница Mariott. Уверен, что с течением времени на месте брошенного здания Крайкома КПСС появится современный офисно-деловой центр, с высотными зданиями до 30 этажей. Новый деловой центр города, Взлетка, требует компактности, чтобы сконцентрировать в нем деловую активность бизнеса.

— Как будет меняться исторический центр?

— Вы спрашивали, может ли город стать музеем под открытым небом. Думаю, на всей площади исторического центра делать музей смысла нет. У нас просто нет столько людей, которые будут его посещать. Но отдельная часть центра, несколько кварталов, могла бы стать примером открытого музея. Решение по созданию такой площадки уже принято.

В целом же центральная часть Красноярска радикально не изменится, но разгрузится от несвойственных ей функций. Бизнесменов это место привлекает с точки зрения престижности, удобства, но, думаю, не за горами дни, когда предприниматели сами начнут перевозить компании в современные деловые центры на Взлетке или в других районах города. И это уже реалии сегодняшнего дня.

Кстати, по проекту создания в Красноярске нового делового центра нас может проконсультировать японский архитектор Мицуо Накамура, который проектировал подобные центры в Токио и в других крупных городах. Красноярску не нужно повторения, но перенять некоторый опыт мы могли бы. Я считаю, что такой район должен жить 24 часа в сутки. Существующего городского пространства недостаточно, поэтому его нужно использовать максимально эффективно, и новые районы планировать так, чтобы они были востребованы круглосуточно. Чтобы и после окончания рабочего дня жизнь в деловом центре не замирала.

— Вы привели в пример Токио. А есть ли какой-то город мира, у которого хочется учиться, который вдохновляет Вас как мэра?

— Города, по лекалам которого можно было спроектировать Красноярск, в мире нет. Потому что одинаковых городов не бывает, так же как и одинаковых стран. Россия уникальна своим месторасположением, климатическими условиями. За год температура колеблется от -40 зимой до +40 летом. Не так много городов в мире, которые можно по этому параметру сравнить с Красноярском. Европа, США, Япония и другие страны живут в совершенно иных климатических зонах. Разве что Канаду можно сравнить с Сибирью по климату, по некоторым проблемам, например, уборке снега или содержанию дорог.

— Дороги — наболевшая тема. Каждую весну автовладельцы жалуются на ямы и выбоины…

— Ямы и выбоины — это следствие губительных циклов замораживания и оттаивания воды. В фазу оттаивания она попадает в бетон и разрушает его, в итоге — снег сошел, а на дороге ямы. Эта проблема отсутствует там, где нет климатического перехода ниже ноля градусов. В Калифорнии, например, можно залить дорогу одним бетоном, и она будет стоять годами, потому что вода не замерзает.

Недавно я был в Японии, мне показывали чудо-разработку — экологическое инновационное дорожное покрытие. Чудо в том, что во время дождя вода просачивается через конструкцию асфальта и через какое-то время доходит до земли. В наших условиях этот материал использовать невозможно, поскольку если вода прольется днем, а ночью замерзнет внутри асфальта, то лед разорвет его на части. Поэтому в нашем регионе залог успеха — это правильная технология, дисциплина ее соблюдения и постоянный контроль за ходом работ.

— Поучиться можно у российских городов…

— У них и нужно учиться. Думаю, каждый мэр обязан изучать опыт других городов, чтобы сделать свой лучше. Красноярск отчасти может присмотреться к Новосибирску. В этом городе очень грамотно прошла перестройка кварталов ветхого аварийного жилья. У Казани можно поучиться строительству мощных транспортных развязок, содержанию города в чистоте. Казань по территории больше Красноярска, но бюджеты городов почти равны, и тем не менее город очень чистый. А в 80-х годах этот город испытывал массу проблем: ветхое жилье, стихийная застройка, неблагоустроенные улицы, дворы… Хороший пример — Калуга. Город бурно развивается благодаря тому, что в нем созданы современные производства, которые работают на стабильный рынок. Сейчас в нем сосредоточен весь российский автопром. При этом Калуга утопает в зелени, очень ухоженный, красивый город.

Пешеходы и автомобили

Идея создания города, удобного для пешеходов, обсуждается во всем мире. Появились города, которые либо претендуют на то, чтобы называться пешеходными, либо рассчитывают в ближайшем будущем таковыми стать. В Абу-Даби, например, местный принц объявил, что в скором времени его город войдет в пятерку наиболее приспособленных для пешеходов в мире. Для этого придется вкладывать деньги в развитие парков, улиц и развлекательную инфраструктуру. Эдхам Акбулатов разделяет мировые градостроительные веяния — город должен быть для людей, а не автомобилей — и уже работает над первыми в Красноярске пешеходными маршрутами.

— Хороший город — тот, в котором людям хочется бывать на улице. Чем больше пешеходных пространств в городе, тем он более комфортный. Красноярску нужно к этому стремиться. Вот где сейчас можно пешком пройти по городу?

В центре, по тротуарам пр. Мира до острова Татышев…

— Для того чтобы пешеход мог свободно гулять минимум два часа, что ему нужно? Лавочки, урны, парки, аллеи, туалеты, кафе. Есть эти элементы в городе? Такого нет.

— Значит, в Красноярске нет пространства для пешеходов. Даже если мы озеленим аллеи, все равно чего-то хватать не будет. Помню, как-то Петр Иванович Пимашков рассказывал о своей поездке в Голландию. Он шел по улице и увидел в самом центре города отдельное здание общественного туалета… Власти поставили туалет в центре, потому что так удобно горожанам. Для людей. Это другой менталитет, миропонимание. И нам тоже нужно перестроить градостроительную политику так, чтобы удобство горожан было самым главным аргументом в принятии решений.

— А как это можно сделать на примере Красноярска? У вас есть идеи?

— Конечно. Возьмем остров Татышев и набережную Енисея. Они между собой не связаны. То есть на острове нельзя пешком прогуляться вдоль реки, недалеко от пешеходного моста. В этом месте (Подходит к карте Красноярска и показывает рукой. — Ю.С.) дикий пляж, нет ни дорожек, ни лавочек, идешь по лесу, на тебя могут ветки деревьев упасть, можешь провалиться в яму. Это место нужно облагородить, сделать аллею, поставить скамейки, урны, создать выход к реке. Идем дальше — с Татышева по пешеходному мосту спускаемся на набережную, прогуливаемся по ней вверх и упираемся в забор стройки «Синема Парка». Пройти напрямую невозможно. Пешеходный маршрут обрубается, хотя дальше продолжается набережная. Сейчас мы с владельцами стройки договорились, чтобы они уже в этом году убрали забор.

— По этим маршрутам можно и на велосипеде ездить

— Да. Если эти изменения будут полностью реализованы, можно будет взять велосипед на Татышеве, проехать через остров, спуститься на набережную и беспрепятственно прокатиться вдоль Енисея несколько километров. На набережной можно устроить место для загорания, поставить шезлонги или деревянные настилы. Подобные площадки я видел в Париже и в парке Горького в Москве. Считаю, что нужно перенимать этот опыт. Мы должны думать и о детях, сейчас им здесь скучно — набережная слишком помпезная, по ней можно только гулять, развлечений здесь практически нет. Значит, нужно поставить детские площадки, чтобы мамочкам с малышами было комфортно. Мы уже привезли детские комплексы, устанавливаем их.

Вообще, я считаю, что территория набережной должна использоваться круглый год. В этом году зимой на набережной впервые прошла выставка ледяных фигур. Горожанам понравилось, значит, будем эту традицию продолжать. Кроме этого, можно использовать набережную для катания на лыжах, например.

— На правом берегу набережная тоже неблагоустроенная

— И там тоже будем формировать пространства для пешеходов. Вот в этом месте (Указывает территорию дикого пляжа со стороны Предмостной площади. — Ю.С.) площадку будет облагораживать компания-застройщик, дальше по берегу идет «Южный берег». Мы с Александром Коропачинским договорились о развитии этого участка набережной. Когда эти планы воплотятся в жизнь, на правом берегу тоже появится пространство для пешеходных маршрутов. Можно создать серию велосипедных маршрутов по левому берегу с переездом на правый. Я был в Брюсселе, там очень хорошо развита служба муниципальных велосипедов. Берешь напрокат велосипед, едешь, куда тебе нужно, и оставляешь его на другой прокатной станции (они стоят везде по городу). Возвращать обратно его не надо. Это отличная идея, которую можно позаимствовать.

— Одна из актуальных городских проблем — транспортные развязки. Что будет с ними?

— Принципиальное решение этой проблемы известно. В Красноярске остро необходимы не столько новые развязки, сколько дороги непрерывного движения. Если не создавать такие трассы, нет смысла вообще строить какие-либо развязки. Какая разница, будет пробка здесь или через три квартала? Что такое улицы непрерывного движения — это трассы, вдоль которых не строятся магазины, киоски, дворцы спорта, планетарии и т. д. Как пример, объективное непрерывное движение в Красноярске есть на мосту, потому что там негде останавливаться и выходить куда-то. Подъезды к мосту тоже должны быть непрерывного движения, чтобы у водителей не было соблазна останавливаться, и не приходилось для этого строить парковочные карманы, выезды из них.

— Где эти дороги появятся?

— Ул. Мичурина — Октябрьский мост — пр. Авиаторов — первый пример. Магистраль непрерывного движения будет создана на ул. 9 Мая — ул. Караульная — 2-я Брянская, далее развязка и ул. Калинина. Четвертый мост через Енисей — ул. Волочаевская — ул. Копылова — аналогично. Есть в планах и реконструкция других дорог, и модернизация дорожной системы в целом. Планируем реконструировать ул. Свердловскую так, чтобы на нее можно было заехать с Пашенного. Но такие проекты требуют тщательной проработки.

— С дорогами понятно, а что с парковками? Построили много карманов, но это проблему не решило.

— Сегодня парковочные карманы оправданы. У многих горожан свои автомобили, многоуровневых парковок мало, а машину нужно где-то оставлять. Но не исключаю, что через какое-то время мы ликвидируем карманы. Они станут ненужными. Например, в Париже сейчас реализуется программа по сносу парковок в центре города. Это делается для того, чтобы люди не приезжали в этот район на личном авто, а пользовались общественным транспортом. Это попытка трансформации города под новый формат.

— Как будет решаться проблема нехватки парковочных мест в городе?

— Многоуровневые парковки для общественного пользования уже начинают строиться. Один из таких объектов появится в районе Стрелки уже в этом году, это будет подземная парковка. Думаю, подобные объекты построят и в других местах.

Есть и альтернативные варианты. По местному телевидению видел сюжет о проекте резидента бизнес-инкубатора (КРИТБИ), который разработал конструкцию для механической элеваторной парковки. Этот механизм уже изготавливается, опытный образец появится на пр. Свободный. Такие конструкции широко распространены в развитых странах. Они, может быть, в архитектурном смысле не очень выразительны, но функциональны, позволяют компактно хранить автотранспорт, не досаждая окружающим. Город должен поддерживать такие проекты, может частично субсидировать их строительство в красноярских дворах.

В городе назрела необходимость введения платной парковки в центре города. Это поможет разгрузить центр от машин. Об этом говорят участники дискуссионного клуба, одно из заседаний которого было посвящено теме транспорта. Возможно, в период часа пик парковка в центре должна быть платной, а вечером, когда трассы уже свободны, бесплатной.

— Красноярск стал миллионником. Но прирост идет в основном за счет приезжего населения. В городе уже есть целые кварталы мигрантов. Является ли это проблемой для города?

— Я не считаю проблемой многонациональность. Вспомните СССР, все дружно жили. Проблема кроется в разном отношении людей к городу. Если мы не будем обращать на этот вопрос внимание, то в будущем в Красноярске какие-то районы будут чистыми и ухоженными, а какие-то нет. Избежать этого можно только одним способом: создавать условия, чтобы и коренные, и приезжие граждане имели одинаковые возможности для самореализации.

Нет людей хуже или лучше, нам не нужны отдельные кварталы для нищих и для богатых, как это было в Римской империи, когда знать ходила по верхним этажам и специальным переходам, не спускаясь вниз на улицу, где жили нищие и простолюдины.

К сожалению, в городе еще много неквалифицированного труда. И если переходить к конкретике, то я считаю, что Красноярску не нужно столько рынков. На них работают и красноярцы, и мигранты, которые не стремятся повышать свой культурный и образовательный уровень. Нужно сделать так, чтобы приезжие хотели получить достойное образование, а потом и работу.

— А как это сделать?

— Развивать современные производства. Речь идет о выпуске наукоемкой высокотехнологичной продукции, ориентированной на спрос, который в городе объективно существует. Например, в крае начали появляться современные предприятия лесоперерабатывающего комплекса, недавно свой завод открыла компания «Мекран». На предприятии масса современного оборудования, которое требует постоянного обслуживания, ремонта. Можно пригласить в Красноярск компании, которые имеют опыт обслуживания такой техники. Или другой пример. Нефтедобывающая отрасль открывает гигантский рынок, которому нужно дорогостоящее оборудование для исследований, навигаций, бурения, переработки нефти. Сейчас вся эта техника везется из-за рубежа. Почему мы не можем пригласить компании-производители в Красноярск с предложением открыть производство этого оборудования у нас? Можем. И мы готовы предоставить площади бывших заводов, снижать арендные ставки, оказывать помощь таким компаниям. Когда к нам начнут заходить такие производства, у Красноярска начнет формироваться новый облик промышленного города. Тогда и наступит то будущее, о котором мы говорим.

Досье

Эдхам Акбулатов

Глава города

Родился 18 июня 1960 г. в Красноярске.

Образование:

В 1982 году окончил Красноярский политехнический институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство».

В 2011 г. окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ.

Карьера:

1984—1987 гг. — аспирант Московского инженерно-строительного института.

1987—1994 гг. — старший преподаватель, доцент КИСИ.

1994—1998 гг. — зампредседателя комитета, первый зампредседателя комитета, председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству Красноярска.

1998—2002 гг. — начальник Главного управления экономики и планирования администрации Красноярска.

2002 г. — начальник Главного управления развития экономики и планирования Красноярского края.

2005 г. — руководитель департамента планирования и экономического развития администрации края.

2007 г. — руководитель департамента экономического планирования и промышленной политики администрации края.

2008 г. — первый замгуберантора Красноярского края — председатель Правительства края, заместитель председателя Правительства края.

С декабря 2011 г. — и.о. главы города Красноярска.

С июня 2012 г. — мэр Красноярска.

Семейное положение:

женат, воспитал сына.

Дата публикации: 13.05.2013

Комментарии