ДР Славенко Терзич: «Народ устал от «карьерных» дипломатов...»
Публицист Сергей Щеглов беседует с известным сербским историком, а с декабря 2012 года Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Сербия в Российской Федерации др Славенко Терзичем
Сергей Щеглов: Благодарю Вас, господин посол, за возможность задать Вам несколько вопросов от ннформационного агентства «Территория Культуры», касающихся нового вектора российско-сербских отношений. Проанализировав комментарии в популярной сербской газете «Политика» по поводу вашего назначения, пришел к выводу, что большинство простых людей склонны расценивать Ваше назначение так: «Прекрасно, что господин Терзич будет послом в России. Настоящий человек и хороший историк на таком ответственном посту». Почему историка, почему не «кадрового дипломата» Президент Сербии Томислав Николич назначил послом в Россию?
Славенко Терзич: Я думаю, что народ просто устал от «карьерных» дипломатов и все захотели историка. Если говорить об истории, моей истории, то я много лет занимаюсь русско-сербскими отношениями, у меня здесь в России очень много коллег и друзей в Институте славяноведения, в Институте российской истории, в основном, это научные связи. Более десяти лет я являюсь председателем международного славянского комитета Государственной академии славянской культуры. Там мы много тоже говорим об истории. А почему? Я согласен, что мы должны смотреть в будущее. Но какое будущее может быть без прошлого. Это нелогично. Все, что случилось буквально вчера — это уже история. Говоря шире: каждый исторический процесс имеет свои размеры и временные расстояния. Без знания, без понимания корней этих процессов, невозможно понять, откуда мы, из каких духовных и исторических основ развились? И с каким багажом мы входим в будущее. Сегодня я посол Сербии и я стараюсь как можно лучше развивать отношения между Сербией и Россией, между сербским и русским народами. Что-то можно сделать лучше во всех отношениях: в политических, в экономических, которые сейчас крайне важны, но не менее важны и научные, культурные и духовные связи. Тем более, что у нас же есть традиция в сербской дипломатии: знаменитые наши поэты, писатели — Дучич, Ракич, Црнянский, Иво Андрич (но я не сравниваю себя с ними, конечно!), или более близкий мне президент Сербской академии наук Иво Новакович более четырез лет был послом Сербии в Санкт-Петербурге. Мне кажется, что я как историк стараюсь самым лучшим образом понять прошлое наших народов и наших государств, и из этого прошлого видеть будущее. Поэтому я всегда помню одну мою любимую композицию Римского-Корсакова, которая называется «Сербская фантазия». Он написал ее в 1867 году, когда в Москве и Санкт-Петербурге проходил большой славянский съезд и была организована большая славянская этнографическая выставка. Раньше Россия и Сербия более тесно взаимодействовали, особенно в период войн — русско-турецкой, например. И в этом я вижу свою судьбу или даже миссию приехать в Россию послом Сербии, чтобы поставить наши взаимоотношения на более широкую основу.
Сергей Щеглов: Россиян не может не интересовать вступление Сербии в Европейский союз. Ближайший сосед Сербии — Хорватия встпуает в Евросоюз. И традиционные места отдыха наших граждан на Адриатическом побережье Хорватии, совсем скоро окажутся «под замком»: Хорватия вводит для россиян визовый режим. С другой стороны, если посмотреть на развитие взаимоотношений ЕС и Сербии, как они развивались на протяжении даже последнего десятилетия, становится очевидным, что от Сербии ждут уступок? На что готова сегодня пойти Сербия для осуществления идеи евроинтеграции?
Славенко Терзич: Это один из самых сложных вопросов. Я не могу в своем сознании даже представить или произнести это новообразование «Республика Косово». Косово — это наш край Косово и Метохия. По нашей Конституции — это часть Сербии. И не только по Конституции, но и в нашей истории и культуре. Косово — это суть сербства. Наш известный филосов Джурич написал книгу «Видовданская этика», где точно определил, что Косово — это основа сербской национальной и этно-духовной идентичности. Что касается евроинтеграции, с одной стороны позиция нашего президента хорошо известна: мы хотим вступить в Евросоюз. Но при этом также известно, что мы не готовы отдать часть нашей земли ради Евросоюза. Еще раз повторю: это не просто территория, это основа нашего менталитета. К нам в Европе, как и к России, к русскому народу постоянно применяют какие-то стереотипы, клише. Но это происходит от того, что наша традиция корнями своими византийская, она не совпадает с традициями европейской цивилизации. И тогда у меня возникает вопрос: а что такое европейская цивилизация? Славянско-византийская цивилизация — это ведь часть европейской цивилизации. И я очень боюсь, что такие предрассудки повлияют на судьбу православных славянских народов. Для меня понятие Европа — это одно, а Европейский союз — это другое. Евросоюз — это одна политическая и экономическая организация, а Европа — широкое понятие, более глубокое. Мы не вступим в Евросоюз, чтобы стать частью какой-то новой берлинской стены, чтобы отделить другие народы и Российскую Федерацию от Европы. Это было бы очень искусственно.
Сергей Щеглов. Введение визового режима — это все та же виртуальная стена?
Славенко Терзич: Да, насколько я знаю, Хорватия, которая вступает в Евросоюз, вводит визы для россиян уже с 1 июля. И наше возможное вхождение в Евросоюз не должно означать строительство такой стены между нами и русскими, между Сербией и Россией. Процесс вхождения Сербии в Евросоюз не будет легкий и не будет быстрый. Есть такая шутка: может так случится, что Евросоюз «умрет» раньше, чем Сербия в него вступит. Тем не менее, наша официальная позиция такова. Что мы собираемся вступить в Евросоюз: ведутся серьезные переговоры, но условия, которые нам каждый месяц навязывают все больше и все новые, могут стать очень большим препятствием для вступления.
Сергей Щеглов. Позиция России по сути этого вопроса известна, но не претерпела ли она изменения в последнее время?
Славенко Терзич. Нет, официальная позиция Российской Федерации такая, что Россия не против нашего вхождения в Евросоюз, если эта организация будет открыта к России. Но есть и другая позиция, которую я услышал в Москве. Источники, близкие к американским кругам говорят, что если Сербия вступит в Евросоюз, то это будет «рука Москвы» в ЕС. Это тоже такой миф, стереотип, который влияет на судьбу Балкан. Еще со времен первого сербского восстания считается, что Сербия это «длинная рука России, которая протянулась до Балкан». При этом мы находимся в двойственной ситуации: с одной стороны Запад считает нас такими, а Россия думает, что мы во многом попадаем под влияние Запада. Я думаю, что правда где-то посредине. А с другой стороны: как много русские знают о сербах? Есть такое общее представление, что мы братья, что близкие славянские народы и у нас похожие языки. А сербская литература, живопись, музыка? Я смотрю российское телевидение и вижу как мало информации о нас. А если говорить о серьезных вещах, о новой внешней политике Российской Федерации, то становится видно, что для России Балканы возможно и не такой серьезный приоритет. И приоритеты эти двигаются в сторону Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Средней Азии. И когда меня спрашивают: как мы будем сотрудничать — Россия и Сербия? Я всегда спрашиваю: братья, а как вы сотрудничаете с Германией? Вот у вас в 2012 году оборот с Германией 83 млрд евро, и ничто не мешает! Сербия сегодня в очень сложной ситуации. Мы пострадали в этих ужасных гражданских войнах, от эмбарго, от бомбардировок. Мне кажется, что русские больше чем другие народы вошли сегодня в понимание сути наших проблем. И мы благодарны этой четкой и ясной внешней политике России по отношению к Сербии, и что Россия считает Косово и Метохию частью Сербии и колыбелью сербского народа.
Сергей Щеглов: Для того, чтобы мы лучше знали друг друга, необходимы взаимные поездки, культурные обмены, совместные симпозиумы и научные конференции. К примеру, долгие годы в Красноярском крае работает группа энтузиастов, влюбленных в сербскую культуру, литературу, искусство. В 2007 году состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве в гуманитарных областях между Посольством Сербии в РФ и Культурным центром «Красноярское Воскресение». А как вы относитесь к идее городов-побратимов?
Славенко Терзич: Есть такое понятие — народная дипломатия. Мне кажется, что мы должны больше сегодня работать в ваших регионах, в городах. Нужно расширять эти межрегиональные отношения. В этом я вижу свою миссию как посла, чтобы придать новый импульс именно прямым отношениям регионов России с Сербией.