Иван Росельник – сибирский Купала. Традиции празднования

Праздник, известный ныне всем, как день Ивана Купалы, у коренных сибиряков особым праздником не считался. Да и назывался скромнее - Иван Росельник или Иванов день.

Название Иванов день появилось с распространением христианства, от имени пророка Иоанна Предтечи, чье рождение Православная церковь отмечает в это же время. А звание «росельник» или «росный» это день получил за обилие росы и ее особые, целебные свойства.

Как показали фольклорные экспедиции, проведенные в нашем крае, в Приангарье названия Купала вовсе не знали. Да и Иван Росельник отмечался по-разному. Старожильческое население этот день праздником не считало, не устраивало хороводов и гуляний. Не обливались здесь водой, не жгли костры, не гадали по венкам. Все, что связано у нас сегодня с Иваном Купалой, в Енисейскую губернию привезли переселенцы с юга и центра царской России.

А у старожилов ряд обрядовых действий был связан с Аграфеной-купальницей (она же – Владимирская Божья мать). В день 6 июля в ряде ангарских сел начиналось купание в Ангаре и обливание водой. Говорили: «Аграфена росу посылает», вечером брали тарелку и собирали росу, которая, по мнению наших предков, была прекрасным лекарством от всех болезней. Во многих населенных пунктах в этот день собирали травы. Считалось, что они на Аграфену особенно целебные. Вечером же обязательно шли в баню и парились, привязав к веникам пучки целебных трав.

Кстати, с этими травами еще и ворожили. И не с венками, а на сон. Девушки клали под подушку злаки (ячмень, пшеницу) или траву. Трава была особая: папоротник, подорожник, «купалики» (желтые цветы).

Иногда сакральность действиям придавало количество сорванных растений – 12. И сны в эту ночь считались вещими. Иногда гадание усложнялось: перед тем, как загадать желание, девушки шли в поле и умывались росой с хлебных злаков. И делали это поздно ночью, а то и перед утром, когда выпадала роса. Спать шли молчком. Но, прежде чем замолчать, приговаривали: «Суженый, ряженый, приснись!». А еще брали кружку с водой, клали на нее 3-4 лучинки и говорили перед тем, как лечь спать: «Суженый, ряженый, приди коня напоить!».

Коренные сибиряки или старожилы гадания на венках не знали, да и о папоротнике с его чудесными свойствами не слыхивали. Даже остерегались, говорили, что в нем ведьма сидит. А для жителей Приангарья чудодейственными свойствами обладала богородская трава. Правда, она не осуществляла желания и не приобщала к волшебным знаниям, но зато могла защитить от сглаза и порчи. Костры здесь не жгли, водой не обливались. Только в полночь шли рвать богородскую траву. И шалостями не занимались. Та самая «ночь творилы» еще в начале 20 века была известна только в некоторых новопоселенческих селах. Но с тех пор распространилась повсеместно.

Сегодняшние сибиряки-красноярцы в большинстве своем не знают о таких тонкостях. Но зато каждый с детства помнит, что купальская вода приносит здоровье и счастье. Так что не стоит слишком строго ругать ребятишек с «поливалками». А принимать их проказы философски, а то и с радостью. Такой уж это день – Иван Купала, Иван Росельник.

Комментарии