Десять басов, которые покорили Красноярск!

Солист красноярского театра Кривчиков Гала-концерт басов в день открытия фестиваля Солист красноярского театра Кривчиков Поет Кирбижеков, солист ТОиБ На сцене симфонический оркестр ТОиБ Солист Сербского театра Бранислав Янич Георгий Дмитриев, высокий гость из Узбекистана Олег Мельников, солист Большого театра республики Беларусь Ольга Нестерова, дирижер из Чебоксар Одни соображают на троих, другие - поют! Гостям в антракте есть что обсудить Григорий Концур пришел послушать коллег Галина Еловикова пришла за вдохновением Ольга Николаева имеет вес среди солидных басов Георгий Дмитриев сразу стал любимцем публики Анатолий Чепурной и его оркестр Эффектный номер Анатолия Березина На сцене Ятич, Киржибеков,Москалёв Басы России ухнули в Красноярске! Оюнчимэг Хурэлбаатар, солист Монгольского оперного театра Дирижеры концерта Ольга Николаева и Анатолий Чепурной Музыканты оркестра и гости Парада звезд У артистов отличное настроение Дмитриев - самый высокий бас страны, а может и мира! Наталья Русанова с Олегом Мельниковым Они разные, по росту и весу, но близки по духу и таланту Два маэстро Басы всех стран, объединяйтесь! Депутат ЗС Денис Побилат обсуждает аопросы культуры Вера Баранова и Б.Эрдэнэтуяа, солистка МАТОиБ и переводчик Светлана Гузий принимает слова благодарности от гостей Своим восторгом делится Татьяна Волоткевич, депутат ЗС края, зам. председателя комитета по культуре Ольга Николаева и Вера Баранова Дмитриев уверен, что концерт прошел отлично!

Шестого и седьмого февраля в Красноярском театре оперы и балета проходили гала-концерты IV международного фестиваля «Парад звезд в оперном». Фестиваль был посвящен 140-летию со дня рождения знаменитого русского баса, первого народного артиста СССР Федора Шаляпина

 

В начале программы, ведущая концерта, кандидат искусствоведения Светлана Войткевич кратко, но емко рассказала о творческом пути Шаляпина, а в ходе выступлений на экране демонстрировались его фотографии в сценических образах и его портреты русских художников. Так что дух Шаляпина незримо присутствовал в зале.

Можно смело сказать, что открытие фестиваля получилось мощным: торжественно, насыщенно и красиво. А мощью голоса поразили десять басов, исполнившие несколько арий хором. Вот уж грянули дружно «Эй, ухнем» и «Вдоль по Питерской», так грянули! Даже аплодисменты не могли заглушить этот ошеломительный хор.

Кроме солистов красноярского оперного, на сцену вышли известные басы российских и зарубежных театров — Бранислав Ятич (Сербия), Оюнчимэг Хурэлбаатар (Монголия), Константин Москалев (Чебоксары), Георгий Дмитриев (Ташкент), Олег Мельников (Республика Беларусь).

Сюрпризом программы было интернациональное трио басов — Мельников, Москалев, Ятич — «прогремевшие» арией Гремина из оперы А. Чайковского «Евгений Онегин» с детства знакомыми словами: «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну». Кстати, с этой оперы 29 марта 1890 года и началась карьера певца. Вначале он исполнил партию Зарецкого, а через три года на сцене Тбилисского театра вышел в роли Гремина.

Ярким получился выход нашего солиста Анатолия Березина, исполнившего один из своих коронных номеров «Куплеты Мефистофеля». Его выход в сценическом костюме, при шпаге, с мешочком денег и хором театра за спиной произвел неизгладимое впечатление. Казалось, публика напевала вместе с ним хорошо известную мелодию, особенно строки: «сатана там правит бал, там правит бал, люди гибнут за метал…».

За дирижерским пультом друг друга сменяли музыкальный руководитель театра, заслуженный артист России и Монголии Анатолий Чепурной и гостья «Парада» — заслуженный деятель искусств Чувашской Республики Ольга Нестерова.

В концерте прозвучали произведения из репертуара великого русского баса Федора Ивановича Шаляпина: популярные номера из опер «Иван Сусанин» М. Глинки, «Мефистофель» А. Бойто, «Дон Кихот» Ж. Масне, «Дон Карлос» Дж. Верди, «Русалка» А. Даргомыжского, «Макбет» Дж. Верди, «Фауст» Ш. Гуно и другие, а также русские народные песни и знаменитая «Блоха» М. Мусоргского.

После закрытия занавеса на сцене ещё долго царило оживление: артисты оркестра фотографировались с гостями и трогательно прощались с коллегами, не скупясь на профессиональные советы. В гостевой, куда приглашенные на «Парад» артисты заглянули перед сборами, также царило возбужденно-приподнятое настроение. Особенно гости отметили отлично организованную работу всех подразделений театра, о чем своими красивыми голосами пели осанну директору Светлане Гузий и её заместителю Ларисе Юговой.

Ольга Нестерова, как только узнала от меня, что в Красноярске сильная чувашская автономия и есть два народных вокальных ансамбля, сразу стала строить планы на будущее: привезти солистов в одну из опер театра или организовать отдельный концерт артистов из Чувашии…

На этом празднике жизни молчал только солист из Монголии, оказалось, он просто не говорит по-русски. Зато мы быстро нашли общий язык с его переводчиком. В этой роли выступила Б. Эрдэнэтуяа, солистка академического театра оперы и балета из Улан-Батора, десять лет жившая и работавшая в Италии.

— Замечательная, потрясающая певица, — так охарактеризовала её Вера Баранова. Вот и предоставим слово ей, как зрителю и профессионалу.

— Когда ехали сюда, думали, что холодно будет, а нас встретили и окружили таким радушием, таким теплом, что про холод мы и забыли. Люди такие добродушные, а театр,- какой профессиональный! Что меня поразило — это оркестр, он как пластилин, из которого можно вылепит всё, что угодно! Они подстраивались под каждого певца. Тут не только дирижер должен чувствовать, но и оркестр сам по себе. А какое звучание?! Это заслуга Анатолия Чепурного, он смог создать оркестр таким. Он, кстати, нередко дирижирует монгольским оперным оркестром, у нас в республике его ценят и мне очень приятно, что он является Заслуженным артистом Монголии.

И хотелось бы сказать спасибо зрителю. Публика чувствует этот материал, не только русский, но и итальянский репертуар был радушно принят. У меня нет слов! Надеюсь, что этот творческий мост, из басов, будет как-то развиваться. А вашим молодым басам есть стимул совершенствоваться. Я звонила знакомым в Италию и говорю: Здесь десять басов поют одновременно. А меня так серьезно спрашивают: А там штукатурка выдержала? Теноров еще можно собрать, а басы в Европе сейчас редкость, их почти нет, они здесь, в России.

— Кто из исполнителей особенно зацепил, ведь вы их видели впервые?

— Разумеется, кроме своего коллеги, который выступил очень достойно, просто мне не так удобно его хвалить. Я люблю низкие голоса. Когда увидела Бранислава Ятича, как он поет и на сцене себя ведет, я сразу себе сказала: Это Гремин. А когда он спел: «бойца с седою бородой» — зацепил мое сердце до глубины.

Каждый певец имеет свою характеристику и каждый чем-то тронул. У нас есть такое понятие, петь в маску. Маска Олега Мельникова и то как он пел, было бесподобно. Константин Москалев ещё молодой певец, а какие у него красивые нижние ноты. Я в каждого влюблялась, то есть во что-то у каждого из выходивших на сцену. А Георгий Дмитриев проявил, я бы сказала, шикарный артистизм. Как он вдохновенно исполнил монолог Сальери! Он ещё и веселый человек. Он же ростом 2 м. 10 см., я его даже спросила, есть ли у него в театре рослые партнерши или все-такие, как я? Пение в опере это не только музыка, это ещё и драма, это актерское мастерство. В лице Дмитриева — это воплощение мастерства!

Шикарный получился концерт. И я рада, что побывала на нем, пусть и в роли переводчика, мне не жаль. Я такие голоса услышала, с такими людьми познакомилась, мне все очень понравилось. Я бы очень хотела выступить, как солистка, в вашем театре. С этой мечтой и уезжаю. Всем организаторам огромное спасибо!

Геннадий Каледа

Фото автора

Дата публикации: 09.02.2013

Комментарии