«Русский реквием» стал откровением для публики. Потрясающим!

Первый поклон дирижера перед красноярской публикой На сцене БКЗ красноярский симфонический оркестр За дирижерским пультом Андрей Аниханов На сцене БКЗ Красноярска Андрей Устинов Андрей Устинов, главный редактор газеты Музыкальное обозрение Андрей Устинов Первый поклон дирижера перед красноярской публикой Людмила Гаврилова, председатель отделения Союза композиторов края В антракте идут обсуждения Константин Якобсон и Николай Дроздов, ректоры Вузов Геннадий Перцев, Людмила Черепнина и куратор проекта Андрей Шохин Людмила Гаврилова спешит на второе отделение Андрей Шохин, Михаил Бенюмов, Людмила Гарилова Директор филармонии Ирина Прокопенко На сцене объединенные хоры Красноярска и симфонический оркестр На сцене БКЗ хор и оркестр На сцене участники хора Центральная часть хора Русский реквием впервые звучит в Красноярске Хор и солистка Звучит реквием Здесь русский дух... Хор получился слаженным Священный трепет вызвало произведение А. Чайковского Солистки и дирижер Андрей Аниханов В центре композитор Александр Чайковский Реквием закончен, а впечатления нет Наталья Малащук, руководитель главного управления культуры Красноярска Наталья Малащук прислушивается к мнению специалиста Ирина Прокопенко, Елена Паздникова и Александр Чайковский Участники форума с Еленой Паздниковой, министром культуры Красноярского края Организаторы и гости форума Александр Чайковский, народный артист России Композитор, автор Русского реквиема Александр Чайковский

11 февраля на сцене Большого зала Красноярской краевой филармонии впервые в Красноярске была исполнена оратория «Русский реквием» современного композитора Александра Чайковского, монументальное произведение, посвященное российской истории. Концерт, проходит в рамках музыкально-информационного форума газеты «Музыкальное обозрение».

Для исполнения оратории на сцену Большого зала поднялись лучшие творческие силы Красноярска — Красноярский академический симфонический оркестр под управлением Андрея Аниханова, художественного руководителя Ростовского симфонического оркестра и бывшего главного дирижера знаменитого Михайловского театра в Санкт-Петербурге, объединенные хоры Красноярска (хор студентов Красноярской государственной академии музыки и театра, хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ», образцовый Красноярский детский хор и филармонический хор мальчиков и юношей «Каприччио») под управлением хормейстера Константина Якобсона, а также солистки Театра оперы и балета.

Профессор Московской консерватории, художественный руководитель Московской филармонии и народный артист России Александр Владимирович Чайковский написал «Русский реквием» в 2005-м году, к 60-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Масштабное ораториально-симфоническое полотно в восьми частях, в котором используются стихи Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, Федора Тютчева, Сергея Есенина и других великих русских поэтов, автор посвятил потрясшим 20-е столетие войнам, от Русско-Японской до Второй Мировой, и памяти всех русских людей, павших на этих войнах.

«Пусть „Русский реквием“ станет хотя бы малой толикой всеобщей благодарности героям войны от спасенных ими поколений, которым предстоит жить дальше», — сказал композитор об этом сочинении. Помимо «Русского реквиема» в концерте 11 февраля были исполнены увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингера» Рихарда Вагнера и уникальное коллективное симфоническое сочинение «10 взглядов на 10 заповедей».

В рамках этого произведения 10 современных российских композиторов попытались выразить в музыке свои взгляды на библейские заповеди. Авторами необычного концерта стали Андрей Эшпай, Михаил Броннер, Роман Леденев, Александр Чайковский, Александр Вустин, Рустэм Сабитов, Юрий Воронцов, Сергей Жуков, Сергей Павленко и Ефрем Подгайц.

После концерта своим впечатлением поделились некоторые, весьма искушенные в музыке, зрители.

Людмила Гаврилова, доктор искусствоведения, завкафедры истории музыки КГАМиТ: — Концерт для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» — оригинальное сочинение, по идее и воплощению. Я слушала и с удовольствием угадывала авторов. Такие опыты редки, а в результате получается нечто неожиданное не только для зрителей, но и для самих композиторов. «Русский реквием» очень значительное сочинение не только в творческом багаже Александра Чайковского, но и композиторов России в целом. Не часто современные композиторы обращаются к этому жанру. Чайковский обратился не к каноническим текстам, а к стихах русских поэтов, чтобы призвать, пробудить сознание современников, заострить внимание на том, что вокруг нас и остановить страшные грядущие события… Мы же смогли убедиться, что у нас есть прекрасные исполнительские силы, которым подвластны сложные партитуры.

Владимир Пономарев, член региональной организации «Союз композиторов России»: — «Десять взглядов…» совершенно блестящее произведение, которое не только представляет разных композиторов, но и разные тенденции в музыке. Все фрагменты связаны одной темой, всё сделано здорово, мастерски. Впечатление от прослушивания великолепное.

Михаил Бенюмов, руководитель Красноярского камерного оркестра, профессор: — Очень хорошая музыка. В исполнении всё сбалансировано, замечательно пел сводный хор. Мне очень приятно было побывать на первом исполнении реквиема в Красноярске. Приятно, что акустика БКЗ сейчас позволяет реализовывать такие произведения, такие формы.

Дата публикации: 12.02.2012

Комментарии