Смелость и кураж демонстрировали гонщики на трассе в Солонцах! Кто победил в борьбе за Кубок Главы Красноярска по автомобильному спорту?

14 августа на одной из сложнейших трасс Сибири завершились соревнования по автомобильному кроссу на Кубок главы Красноярска. В рамках соревнований, что придало им особый статус, состоялся IV этап чемпионата России по автокроссу в классе переднеприводных автомобилей Д2-1600. Неслучайно интерес к нашим соревнованиям проявили профессиональные пилоты со всей страны. По результатам состязаний разыграны путевки в финал чемпионата России, который состоится в сентябре в Пермском крае (г. Чусовой).

Уже стало традицией приглашать гонщиков страны на Кубок главы Красноярска в дни празднования Всероссийского дня физкультурника. В этому году в состязаниях участвовало беспрецедентное количество авто: 52 экипажа из 11 городов (Чита, Иркутск, Шелехов, Братск, Абакан, Черногорск, Кемерово, Новосибирск, Топки и др.). Эти соревнования с нетерпением ждали сотни поклонников автомобильного спорта, «облепивших» природный амфитеатр вблизи поселка Солонцы.

Если в субботу, в день квалификационных заездов, небо хандрило, словно специально усложняя трассу, то в воскресенье небесная канцелярия одумалась: было тепло и солнечно. Правда, субботний дождь успел основательно размыть трассу, превратив ее в месиво с 20-30-сантиметровым слоем грязи. Впрочем, на момент торжественного открытия это никак не повлияло: солнышко пригревало, и каждый пилот рисовал себе радужные перспективы.

Вездесущий ведущий Григорий пригласил на сцену для приветственного слова председателя городской федерации автомобильного спорта Александра Самкова и главу города Петра Пимашкова.

— Красноярск — один из самых автомобильных городов России, — отметил Петр Иванович, — поэтому неслучайно на эти соревнования собираются лучшие пилоты страны, чтобы продемонстрировать свое мастерство и порадовать болельщиков. Лично мне приятно видеть среди зрителей родителей с маленькими детьми! Удачных стартов спортсменам!

Зазвучал гимн России, мгновенно в струнку вытянулись и члены экипажей, и зрители. Право поднять флаг было предоставлено мастеру спорта, двукратному чемпиону России Олегу Герасимову. Не менее трепетно слушали собравшиеся у сцены еще один гимн — местный. Песню Игоря Потехина, посвященную автоспорту, со сцены исполнила группа «Диез».

«В Красноярске Кубок мэра — наши автогонки. Ветра свист и рев моторов звонких. Нечего друзьям стоять в сторонке, всем давно пора на автогонки. Это не мираж. Смелость и кураж! Высший пилотаж. Кубок мэра — наш!» — слова из песни ободряли, окрыляли и… звали к машинам.

Знатоки уверяют, что автомобильный вид спорта переживает второе рождение, в некоторых городах появились отличные стационарные автодромы (ралли-кроссовый комплекс «Высокая гора» в Казани, «Белый колодец» в Воронеже, гоночный комплекс «Маячково» в Москве и «КВЦ» в Тольятти). Крупные города считают престижным иметь собственную трассу для популярного вида гонок — автокроссу. А среди городов, имеющих соответствующие трассы, идет нешуточная борьба за право возможности проведения не только Кубка России, но и этапов чемпионата. Однако РАФ (Российская автомобильная федерация) такое право предоставляет далеко всем городам (или трассам), а лишь тем, о которых положительно отзываются наблюдатели РАФ и сами спортсмены. В Сибирском федеральном округе такое право заслужили пять городов: Омск, Новокузнецк, Братск, Иркутск. В этой пятерке Красноярск в числе лидеров.

История красноярского автоспорта уходит в 80-е годы прошлого века. Автокросс уже тогда был весьма развит в городе на Енисее. Почти каждое автотранспортное предприятие имело свою гоночную команду. А в таксопарке даже имелась «спортбригада», в которой трудились только автогонщики, причем попасть в их число было престижно. На краевых автогонках того времени собиралось до 70 автомобилей! С тех соревнований начинали свой звездный путь основатели красноярского автокросса: Вениамин Пушкарев, Александр Максимов, Юрий Мамонтов, Николай Талашкевич, Сергей Кузнецов, Николай Максимов. Некоторые из ветеранов до сих пор в строю! Отраден тот факт, что на соревнованиях российского уровня современный красноярский автокросс представлен почти во всех гоночных номинациях — начиная от самого мощного класса автомобилей. Так что красноярские пилоты по праву в числе лидеров.

Назовем тех, кто представлял наш город и край.

Класс Д-1 (полноприводные турбированные автомобили мощностью более 500 л/с). Двукратный обладатель Кубка России, мастер спорта Олег Герасимов (Канск) и кандидат в мастера спорта Евгений Флеер (Красноярск, команда ГУ МВД России по Красноярскому краю).

Класс Д2-1600 («восьмерки», «Калины» и иномарки). Кандидат в мастера спорта авторитетный спортсмен Вениамин Пушкарев и его ученики: Артем Хайдуков, Григорий Бекишев. Кандидаты в мастера спорта Руслан Пушкарь и Сергей Бирюлин.

Класс Д 3 («багги», специально подготовленные для автокросса). Ветеран местного автоспорта Валерий Цибченко (самый «возрастной» гонщик — 69 лет!), Сергей Евсеев и Николай Талашкевич (представители команды краевого клуба ДОСААФ).

Класс Д2Н (стандартные автомобили ВАЗ). Самый массовый класс автомобилей в крае — 20 единиц. Здесь и ветераны автоспорта — Николай Максимов (Ачинск), Максим Шарыпов и Андрей Высоцкий (Красноярск), и молодые, дерзкие пилоты — Андрей Талашкевич, Павел Переверзнев (Красноярск) и Андрей Головач (Канск).

Класс Д2-2500 (автомобили «Волга»). Этот класс представляли красноярцы Александр Щетинин, Валерий Мушкарин и спортсмен из Ачинска Денис Самсонов.

Они «утюжили» солонцовскую грязь. А теперь собственно о трассе. Трасса уникальной конфигурации, включающая прямые участки, которые позволяют гонщикам разгонять автомобили до максимально возможных скоростей. Разумеется, без дождя накануне. Для трассы характерны резкие перепады высот, широкие скоростные повороты и крутые узкие виражи.

Длина трассы — 1080 м. Ширина — мин. 12 м. Перепад высот — 20 м.

«Руль дрожит в руках на вираже. Только скорость автотрассе по душе. Это жизнь, а не игра уже. Знает каждый на победном рубеже!» — вспомнились слова из песни группы «Диез». Всё так, только скорость в этот раз развивать было сложнее. Впрочем, «танки» грязи не боятся, все машины вышли на старт, а вот до финиша дошли не многие, некоторые глохли и завязали в грязи, а кое-кто и получал травмы. Тем азартнее было смотреть гонку. Болельщики активно комментировали происходящее на трассе: «Вот это гонка. Я понимаю», «Во, корки мочат», «О, этот уже с „мордой“ битой, во что-то въехал?», «Смотри, а „субарики“-то сдулись», «Всё, „синему“ хана, завяз…»

Так что после каждого заезда на трассу выезжали гоночные «уазики» подбирать «раненых». Порой до четырех машин сразу. А некоторые автомобили так застревали, что приходилось тянуть их сразу двумя «уазиками». Эти машины тоже должны были соревноваться в классе Т1, но для заезда их требовалось шесть, а оказалось всего четыре. Вот и пришлось им взять на себя технические функции. В одном из «уазиков» удалось прокатиться во время техпаузы. Подсадив журналиста, водитель лихо поддал газу, разметая грязь на десятки метров, от скольжения, казалось, машина вот-вот улетит в кювет. С непривычки вцепившись в укрепляющую стойку внутри машины, я подумал, что это страшнее, чем лететь в самолете. Особенно когда пошли юзом на крутом повороте. На миг показалось: точно — улетим. А вот пилот был предельно хладнокровен. Я чуть позже понял, что он не рисовался и не рисковал ради прессы, просто привык ездить на трассе по формуле из песни: «Скорости не сбрасывай на виражах, только так научишься побеждать!»

Самый грязный участок, как раз в месте старта, подвергли зачистке мощным грейдером с ковшом. Из-за этого часа на два отложили старт и зрителям, что наблюдали с горы, пришлось поскучать. Зато те, кто оказался рядом, любовались, как спецтехника боролась с неожиданно излишней грязью. Кто бы мог подумать, что можно получить андреналин… от битвы с грязью. Техника не подвела, да и солнышко подсушивало трассу, ну, а пилоты, воспользовавшись заминкой, еще и еще раз проверяли своих железных коней.

Еще когда стоял на пригорке, до переезда к месту старта, обратил внимание на статного пожилого мужчину с тросточкой. Виталий Алексеевич Ярковский высматривал машину сына Алексея (борт № 73).

«Я специально приехал из Иркутска, чтобы «поболеть» за сына, — рассказал. — Он уже шесть лет участвует в гонках, начал выступать примерно в 17. Настрой у него был боевой, но как гонка пойдет, трасса нынче тяжелая. С трассой мы знакомы, хорошая трасса, если б не затяжной дождик. Да и призы у вас нынче как никогда щедрые. Я бывал с сыном на подобных соревнованиях в Чите и Омске, таких призов там не давали. Каждому победителю из пяти заездов по автомобилю — такого не припомню. Молодец ваш мэр, не поскупился на призы!

После заезда свою боевую раскаленную «Волгу» остужал Игорь Малыхин, заливая воду в радиатор и сбрасывая обороты масла: «Как погоняли? Жестко. Первый раз эта трасса оказалась такой грязной. На самом деле, „Волга“ — машина отличная, — бодро делится мнением гонщик. Она как самовар: кипит, но едет. Вернем „Волгу“ России! У нас в команде из Ачинска три „Волги“ под номерами 3, 13, 33. У меня № 13, счастливый, как я считаю. Правда, в этом заезде третьим пришел. Надеюсь, в финальном заезде улучшить результат».

А вот свой результат после заезда Виктор Фабрициус из Омска (№ 51, полный привод) уже знал окончательно. «Был сход, так что на „тумбочку“ не попаду. Да и „морда“ разбилась, но ничего. Еду посередине трассы, а они соединяются, и давай биться, я ей „газку“, а шкиф открутился. Это технический вид спорта, и ко всему надо быть готовым. А вообще-то у вас классная трасса: тут гонщики гоняют, не то что на „Красном Кольце“, где „соревнуются“ миллионы. Эх, жаль, что мы не использовали свой козырь, — смеется Виктор. — Надо было сказать, что у нас в команде Ира Прощенко, чемпион мира и Европы по движущимся мишеням!»

Где-то после трех часов рев моторов заглох, гоночные машины замерли, чтобы выпустить пар, а пилоты смогли расстегнуть комбинезоны и перевести дух в ожидании очевидных итогов возле сцены, слушая девичье трио и восхищаясь пируэтами брейк-команды.

«Соревнования по автоспорту на Кубок главы Красноярска проходят нынче в 12-й раз, — пояснил Владимир Мусиенко, представитель Главного управления по физической культуре, спорту и туризму города. — Гонки собрали 52 участника, от Читы до Омска. А у гонщиков был выбор, на какие соревнования поехать. И зрителей собралось предостаточно. Место же для трассы, на берегу реки Кача, удачное. Одно из преимуществ — сверху все видно как на ладони. Было немало непредсказуемых заездов. Вчера из-за дождя пришлось поволноваться, часть оборудования на руках заносили, а часть трассы пришлось сместить. Призовой фонд был заложен (плазменные телевизоры, видеоплееры…), а незадолго до начала соревнований глава города Петр Пимашков порекомендовал предоставить автомобили всем победителям в своих дивизионах. Информация мгновенно разлетелась по гонщикам, и многие заявились к нам, срочно поменяв свои планы. Мэр сказал: никаких иномарок, надо поддерживать отечественный автопром. В автосалоне «Бугач» нам предоставили пять ВАЗ-2114.

Судейская коллегия совещалась долго, но тщательно, зато потом не было ни одного нарекания со стороны участников. Среди спортивных комиссаров — Вениамин Пушкарев, Юрий Мамонтов, секретарь СКС Лариса Вильгота (Железногорск). В составе главной судейской коллегии: Николай Клименко, руководитель гонки (г. Полысаево); Виктор Сидоров, главный секретарь; Евгений Флеер, директор соревнований; Андрей Кузнецов, судья-информатор… Солнце грело всё сильнее, момент награждения всё ближе, волнение участников всё выше. У сцены, для вручения наград, появился заместитель главы города Василий Куимов, поздоровался и пообщался с гонщиками, многих из которых знает не первый год, посещая эти соревнования.

«На мой взгляд, гонки прошли удивительно интересно. Помню, в жаркие дни трассу специально поливали, чтобы усложнить условия. Нынче, наоборот, пришлось ее расчищать и подсушивать, я и сам испытал прелесть солонцовской грязи, когда моя машина утром «села» в лагере. Водитель думал, что проедет. Так и состоялось мое глубокое погружение в автоспорт, — улыбаясь поделился впечатлением Василий Васильевич. — Зато порадовали участников призами. Прежде в качестве приза на кону всегда была одна-две машины. Судьи сами определяли, в каком классе их вручать. 12-й Кубок оказался, пожалуй, самым массовым по числу и статусу гонщиков, немало было мастеров, приехавших издалека. Они заслужили достойные награды, поэтому было решено увеличить призовой фонд.

И вот зазвучали долгожданные фанфары. Рыцари трасс, гонщики без страха и упрека, суровые, по сути, люди, как школьники, выстроились в линейку и замерли с детским выражением лица, словно в ожидании чуда. Они, пятерка лучших в своих дивизионах, проявили смелость и кураж, показали высший пилотаж, чтобы гордо поднять над головой призовой Кубок и воскликнуть: «Я сделал это, и Кубок мой!» И, разумеется, получить ключи от новенькой машины. Призеры, занявшие второе место, награждались большими плазменными телевизорами, а за третье место, вместе с кубком, медалью и грамотой главного управления по физической культуре, спорту и туризму Красноярска, вручались видеоплееры.

Огласим имена победителей.

Класс Д2Н (1500 см³):

I место Белобородов Дмитрий (Кемерово), II место Головач Андрей (Канск), III место — Максимов Николай (Красноярск).

Класс Д2-1600: I место Решетнев Владислав (Кемерово), II место — Белобородов Дмитрий (Кемерово), III место — Ярковский Алексей (Иркутск).

Класс Д3, багги: I место Талашкевич Николай (Красноярск), II место Токарев Александр (Железногорск), III место Цыбченко Валерий (Красноярск).

Класс Д2-2500 (задний привод): I место Щетинин Александр (Красноярск), II место Малыгин Игорь (Красноярск), III место Самсонов Денис (Ачинск).

Класс Д2-3500 (абсолютный — 4×4, турбо): I место Герасимов Олег (Канск), II место Флеер Евгений (Красноярск), III место Пушкарь Александр (Иркутск).

Последним испытанием для пятерки отважных гонщиков был пеший подъем в гору, где в ожидании хозяев целый день «томились» новенькие автомобили.

Александр Щетинин, подойдя к своей черной «красавице», так разволновался, что не с первого раза вставил ключ в дверной замок. «Не часто такие подарки получаешь, — вытирая лоб от волнения, пояснил Александр, — это вообще мой первый серьезный приз. Испытываю, особенно здесь, у автомобиля, огромное облегчение, что всё позади, и не менее огромную радость. Эмоции самые позитивные. И черный цвет машины мне нравится. Пока не знаю, буду ли переделывать этот автомобиль в гоночный, скорее всего, оставлю подарок мэра для личного пользования — ездить на таком авто вдвойне приятнее».

Геннадий Каледа

Дата публикации: 19.08.2011

Комментарии