Колючий жанр. «ОПГ» на стадионе «Локомотив»

Второй фестиваль звезд русского шансона «Сибирский венец» отгремел в городах края и завершился гала-концертом на стадионе «Локомотив» в Красноярске.

Видимо, многие из тех, кто не решился прийти на концерт, испугались дождя. (Ну, не цены же билета в сто рублей?) Однако «небесная канцелярия» оказалась милостива к звездам шансона — в воскресенье было хоть и ветренно, но сухо и солнечно, так что на трибунах даже удавалось потанцевать. Концерт длился три часа. Как всегда, жару поддавал Геннадий Жаров своими хитами про теплые вещи: «Ушаночка», «Телогреечка». А исполняя «Идет братва на Липецк», пояснил: «Эту песню не так поняли со слов ведущего, не с трибун должна братва уходить, совсем наоборот».

Премьерой в Красноярске стала его песня из нового альбома «Закоулки-развилочки»: «Моя жизнь — полустанки и станции. Моя жизнь — прокурорские санкции. Моя жизнь — не проспекты и улочки. Моя жизнь — закоулки, развилочки». Что ж, какой жанр, такие и песни. Впрочем, народ знал куда шел, поэтому дружно аплодировал и подпевал.

Нынче публика не услышала нашего земляка — Андрея Школина, одного из организаторов первого фестиваля. По сути, это именно ему пришла идея подобного феста по краю. «Мы сидели как-то с Зинуром Миналиевым на берегу Енисея, пили пиво, обсуждали планы, и появилась мысль о том, чтобы собрать как можно больше звезд жанра и провезти по краю», — говорил он.

Школин, выпускающий сейчас в Москве журнал «Шансон — вольная песня», взялся собрать артистов, а техническую и финансовую часть взял на себя Евгений Пащенко. Гастроли по краю прошли тогда успешно, а вот гала-концерт на Центральном стадионе собрал мало зрителей, а стало быть, и средств. Денег не хватало на выплату гонорара артистам. Ситуацию спас красноярский бизнесмен Владимир Венедиктов, выдав Пащенко в долг, по доверенности, необходимую сумму. Скандал удалось погасить, а вот часть долга Пащенко ещё до сих пор не вернул. И вот взялся за второй фестиваль — уже без Школина. Со средствами и нынче было не густо. Артистов селили в дешевые гостиницы, местные не только не получили гонорар, но и питаться должны были за свой счет, что не есть правильно.

Наряду с маститыми исполнителями — Михаилом Шелегом, Жекой, группой «Попутчик», Геннадием Жаровым — участие в туре приняли красноярские представители цеха «шансон»: Зинур Миналиев (он же был ведущим концертов), «мама» красноярского шансона Наталья Брейдер (бэк-вокалистка первых альбомов Вячеслава Медяника), Михаил Кириллов (лауреат фестиваля «Красноярск поет Высоцкого») и совсем свежая и загадочная группа «ОПГ» (в милицейских протоколах это расшифровывается как «организованная преступная группировка»).

Публика приятно удивилась, узнав что «ОПГ» — это парни с Енисея: Сергей Толстихин и Андрей Атинский. Последний, кстати, только в июне прошлого года вышел на свободу после долгого срока. Он же сочиняет песни. Некоторые из них парни уже записали. Это «Бумажная любовь», «Беспризорник», «Пацаны»… Фестиваль — это первый их выход в люди. Принимали «ОПГ» даже лучше, чем Наталью Штурм, непонятно как затесавшуюся в компанию. По сути, она клубная певица, да и исполняет свои песни под «плюс», в то время как все остальные работали вживую.

— Первый концерт был в Минусинске, — поделилась впечатлением Наталья Брейдер, — народ там очень добрый, приветливый. У москвичей, конечно, есть имя, но и нас, красноярцев, принимали не хуже. Это мои первые гастроли после долгого перерыва. Когда-то я пела в альбомах Медяника: «Дым твоих папирос», «Калифорния», «Не торопись». А сейчас сочиняю собственные песни, надеюсь записать сольный альбом, а показать свое творчество в первую очередь хочу землякам. Есть задумка вместе с ребятами из «ОПГ» сделать совместные гастроли по краю. Я же вижу, принимают нас очень хорошо.

Немало поколесила с артистами Марина Донго, директор фирмы «Авто-шансон». Вот что она рассказала корреспонденту «СГ»:

— Мне позвонил Евгений Пащенко и предложил стать транспортным партнером. В апреле и мае мы их возили бесплатно по оргвопросам. С 18 мая встречали артистов. Одну группу — в аэропорту Красноярск, затем отвозили её в Канск, другую группу в Абакане и везли в Минусинск. Когда Штурм и Шелег узнали, что им предстоит 700 км проехать до Зеленогорска на машинах, пусть и иномарках, начали упрямиться. Скрепя сердце, нашли выход: отправили их железной дорогой, а наши артисты поехали на машинах. В туре меня стали называть «продовольственной мамой». Я не знала, что артисты из Красноярска выступают бесплатно. А так как я кормила своих водителей, взяла на себя питание и наших музыкантов. Это был мой первый опыт подобного сотрудничества. В целом истрачена приличная сумма — более 50 тысяч рублей. Мне обещали, что упомянут в рекламе по TV, но кроме билетов и афиш наше имя нигде не прозвучало. Отработали на голом энтузиазме. …

Завершала концерт группа Михаила Круга «Попутчик». Ребята сразу начали с до боли знакомых аккордов песни «Владимирский централ»…

«Приходите в мой дом, мои двери открыты» — этой песней Михаила Круга в исполнении всех участников завершился фестиваль шансона. Отработав, руководитель группы Влад Савоскин дал интервью.

— Мы этот регион полюбили, ещё когда приезжали сюда с Кругом. Я, в частности, за кедровые орехи и нельму, ну, а главное, в городах за Уралом люди как-то честнее, эмоциональнее относятся к шансону.

— Так тут сколько лагерей?!

— Поверьте, в Тверской области зон не меньше, просто здесь какой-то особый дух народа, какие-то биотоки из земли исходят. И не надо сводить разговор к тому, что шансон — музыка только криминальная. Она — более широкого спектра. Да, у части этих людей были в судьбе определенные моменты, но я бы не назвал шансон блатной песней, это песни про людей.

— На этот раз побывали в новых местах?

— Да, Канск добавился. Очень хорошо публика принимала. На стадионе ветер сильно задувал, но никто не ушел, я видел, как люди наполнялись добрыми эмоциями.

— Как вам наши артисты?

— Знаете, об «ОПГ» я слышал ещё в Твери, один житель вашего края Владимир Хоменко пишется в профессиональной студии. Он привез в Тверь их записи, которые сразу разошлись по таксистам. Так что их у нас знают больше, чем в родном городе. Группа с вполне сформированным имиджем и репертуаром. На радио и в сборниках шансона я слышу менее достойные песни. Я думаю, ребята ещё себя проявят

— До сих пор не утихают споры вокруг загадочной гибели Михаила Круга. Есть новые версии?

— Я не собираю версии гибели Михаила и не комментирую их. Да вот в день концерта один из центральных телеканалов показал передачу об убийстве Круга. Там через каждые три минуты фразы: «поговаривают», «по слухам», «по некоторым данным»… Нельзя так говорить о серьезных вещах. Как у силовых органов, так и у СМИ должна быть четкая формулировка, ведь миллионы зрителей делают свои выводы, а официальной версии гибели Михаила Круга нет до сих пор… Мы записываем свои песни, но на концертах обязательно исполняем некоторые песни Михаила, их просят исполнить, их ждут от нас. Пусть память о нем живет в этих песнях.

Комментарии