«Концерт концертов» в исполнении оркестра Михаила Бенюмова

Красноярский камерный оркестр М. Бенюмова Красноярский камерный оркестр М. Бенюмова Оркестр Михаила Бенюмова на сцене Дома офицеров г. Красноярска Ведущая Концерта концертов Юлия Позднякова Цветы солистке Дарье Манза и Михаилу Бенюмову В зрительном зале Дома офицеров Сольная партия Ильи Николаева Илья Николаев и камерный оркестр М. Бенюмова Дирижер М. Бенюмов и солист И. Николаев Г.Рукша, Л. Маркосьян, Н. Малащук и Э. Акбулатов После концерта публика добавила впечатлений на фотовыставке

В концертном зале Дома офицеров в исполнении Красноярского камерного оркестра и солистов прошёл музыкальный вечер под интересным, хотя и несколько странным названием — «Концерт концертов». И тавтология здесь отнюдь не случайна.

Дело в том, что слово «концерт» имеет два основных значения: 1) публичное исполнение музыкальных произведений, как правило, по заранее известной, анонсированной в афише программе и 2) музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов с оркестром. На состоявшемся выступлении два этих значения были соединены, так как его программа посвящалась истории жанра инструментального концерта.

Красноярский камерный оркестр под управлением основателя и художественного руководителя, заслуженного деятеля искусств РФ Михаила Бенюмова в мировом музыкальном сообществе давно уже зарекомендовал себя как коллектив солистов, мастерски владеющих своим инструментом. Однако при всей яркости и индивидуальности ведущих артистов коллектива, оркестр не перестает быть неделимым творческим организмом, действующим по взмаху дирижёрской палочки в одной системе художественных координат.

Отчасти возникновение такого союза единомышленников объясняется тем, что большинство артистов оркестра ученики одного учителя, воспитанники одной школы — профессора М. И. Бенюмова, возглавлявшего кафедру струнных инструментов Красноярского института искусства на протяжении почти 30 лет. Все названные качества творческого коллектива отразились уже при исполнении открывающего вечер сложнейшего произведения камерной литературы — Третьего Бранденбургского концерта И. С. Баха.

Прозвучала и ещё одна жемчужина барокко — Концерт для двух скрипок a-moll А. Вивальди. Общеизвестно, что Вивальди был также замечательным скрипачом и педагогом, и многие свои произведения часто исполнял вместе со своими ученицами. В продолжение традиции шедевр итальянского мастера в сопровождении камерного оркестра исполнили Михаил Бенюмов и его ученица, лауреат международных конкурсов — Дарья Манза. Музыкантам удалось раскрыть всю красоту и гармонию этого сочинения, а их искренность и тонкость в передачи эмоций не оставила равнодушной публику.

Во время исполнения Концерта Вивальди в зале установилась удивительная атмосфера творческого единения, и казалось, что сердца слушателей и артистов бьются в одном ритме. Завершал вечер Концерт для виолончели с оркестром ре-мажор Й. Гайдна. Солировал в этом сложнейшем произведении артист камерного оркестра, лауреат международных конкурсов — Илья Николаев.

Выступления И. Николаева всегда отличаются помимо филигранной техники особым художественным вкусом. Музыкант увлекает слушателя богатством красок, высокоинтеллектуальной интерпретацией, тонким чувством стиля того или иного композитора. Концерт Й. Гайдна в его исполнении не был исключением и был воспринят даже самым маленьким слушателем на одном дыхании.

Многие считают, что слово «концерт» происходит от латинского «соncertare» — состязаться. Но не менее важно знать, что итальянское слово «concerto» означает «гармония», «согласие» — как раз то, к чему стремятся музыканты, исполняя шедевры классической музыки.

Елена Царёва для Территории культурных событий

Фото Геннадий Каледа

Дата публикации: 12.02.2016

Комментарии