Камбоджа. Путешествие. Ангкор-Ват — храм, устремленный к звездам!
Если вы
Туристы «поглощают» это величие с широко открытыми глазами и, неизменно, стучащим в мозгах вопросом — как они могли это сотворить тысячу лет назад?! Автор не претендует на истину в данном материале, а лишь пытается упорядочить, в собственном воспаленном воображении, впечатления от соприкосновения с космосом.
Если вас интересуют кхмерские руины — вы непременно должны побывать в провинции Сием Рип, на
Считается, что храм является земной копией Вселенной. Внешняя стена — словно горы на краю мира, огромный ров вокруг комплекса — это океан омывающий землю, а пять башен соответствуют вершинам мифической горы Меру.
Во всех официальных источниках указывается, что храм был воздвигнут в ХII веке, за время правления короля Сурьявармана II (1113- 1150
Сурьяварман II, тут надо отдать ему должное, приступает к объединению империи и за время правления значительно её расширяет. Чтобы оправдать перед народом свое божественное предназначение, юный король задумал строительство грандиозного храма для общения с индуистскими богами, где после смерти он должен будет погребен. По тем временам это один из способов укрепить и продемонстрировать свою власть.
Предшествующие короли, а династия берет отсчет с 802
Храм начали строить на болоте, в столице государства, где проживало несколько сот тысяч кхмеров. Город стремительно развивался и превратился в огромный мегаполис с населением до миллиона жителей. В Х
Под храмовый комплекс, среди болота и джунглей, была очищена площадь порядка 200 гектаров или более 200 футбольных полей. Жизнь здесь зависит от смены климата — после сезона дождей восемь месяцев засуха. 90% влаги выпадает в сезон дождей. К ближайшим рекам и озерам прорыли каналы. Еще в IX веке для снабжения города начали создавать разветвленную водную систему. Храм
Ров пересекает дорога из камня длиной в 250 метров, заканчивающаяся у ворот с тремя небольшими башнями. В середине моста есть два спуска слева и справа, обрамленные балюстрадами семиглавой змеи Наги, по легенде, покровительницы кхмерского народа. Спуски ведут к зданиям, как считается, библиотек. На лужайке возле строений есть по пруду 65 на 50 м., в воде которых отражаются башни впереди стоящего храма. Все просчитано очень точно. В каждую сторону от первых ворот вдоль рва — длинная крытая галерея с квадратными колоннами. Проходя по мосту, ещё не видишь всего великолепия дворца, но уже пробуждается чувство таинственности.
Тщательность подгонки камней — идеальная, лезвие ножа не просунешь, к тому же при строительстве не использовался цемент, либо иной раствор, камни сцеплялись между собой по принципу замка. Это позволяло резчикам создавать шедевральные каменные полотна. Здесь строили рай на земле!
Пройдя немного по внутреннему дворику, попадаешь в ещё одну галерею на первом уровне длинной по 400 метров по обе стороны от центра, покрытую барельефами. Только представьте себе каменное полотно общей площадью 1200 кв. м. резьбы песчаника!
Русских туристов в тот день, похоже, кроме нас двоих, не было, и наши восторженные комментарии у входа на мост услышал кхмерский гид, говорящий
Без подсказок гида, разобраться во множестве тесно переплетенных сюжетов на стене галереи, довольно сложно. Тут, пояснял Николай, армия короля с генералами на конях, вот битва Курукшетра (сцена из эпоса Махабхарата), это битва из Ланки (сцена из эпических Реам Ке), а здесь суд Ямы — ад и рай, вот победа Вишну над Демоном…
Особенное внимание Николай обратил на сценку из обычной жизни в конце восточной галереи, где мужчину наказывали за измену жене. Так сказать,
Резьба делалась по песчанику в основном на 2–3 см. В храме есть надписи на санскрите и кхмерском языках, но имен художников обнаружить не удалось, известно лишь, что были младшие и старшие резчики и были Мастера. По храму раскидано более 1500 изображений небесных танцовщиц Апсар, и ни одна из них не повторяется, есть мнение, что среди резчиков были и женщины, именно они кропотливо вырезали Апсар, цветы и узоры. Резьбой покрыто чуть ли не всё в храме, начиная с крыши. Можно предположить, что только резчиков трудилось несколько сотен. Дома в городе строились из дерева и плотницкое дело, за несколько веков, находилось на высоком уровне, резчикам по камню было у кого перенимать опыт. И что немаловажно, по завершению работ барельефы покрывались золотом. Ослепительная картина! Лицезреть эти рисунки во всем великолепии простой народ мог по праздникам.
Нельзя не сказать о камнях. Тысячи камней за тысячу лет не изменили своего положения. В храме преобладают коридоры и небольшие залы, когда требовалась арка, делали консольную кладку, складывали камни, как кубики. Стены укрепляли ступенями, они служили и служат опорами здания, — использован принцип давления и противодействия.
Первый каменный слой зданий делался из латерита (см. на фото). Это камень из железа, алюминия и кварца. С ним легко работать, когда он добыт, потом он становится твердым, но
Теоретически, так могло и быть, а практически, в это слабо верится. Перетащить надо было десятки тысяч многотонных камней, а их еще надо было добыть из скал, а потом точно разбить на равные блоки, и, что наиболее сложно, отшлифовать и идеально совместить друг с другом, порой на высоте до 60 метров?! Так, центральный храм находится на высоте 42 метра, а высота главной башни 65 метров. Есть версия, что блоки из песчаника отливали на месте в деревянных каркасах, от того они и получались ровными… Возможно! Но как их поднимали на высоту двадцатиэтажного дома?
Конечно, в историю строительства храма я не изучал досконально, возможно, опытный строитель докажет, что сие не чудо, а дело техники. Но в том то и дело, что никакой техники, акромя примитивной, вроде кирки да, может быть, лома, у древних кхмеров не было. И это приводит в ступор мозги филолога. Остается только уповать, что дворцы для Богов возводились не без их же помощи. Без неких тайных знаний тут не обошлось, причем взятых из одного очень древнего источника.
Сами кхмеры приписывают постройку этого храма некоему божественному архитектору Висвакарману. Храм состоит из пяти прямоугольников, один внутри другого. Ров и внешние стены необычайно точно расположены по сторонам света. Без знаний астрономии сделать это было бы невозможно. Стоит упомянуть о том, что к власти были допущены
На одном из храмов Ангкора нашли надпись на санскрите: страна Кампу подобна небу. Невольно напрашивается вопрос: какому небу — реальному или звездному? Если соединить главные храмы Ангкора, что и сделали ученые, то получится схема необычайно похожая на созвездие Дракона. Прослеживаются параллели по пирамидам в Египте и сооружениям майя. В долине Гиза есть три пирамиды, схема расположения которых совпадает с тремя звездами в созвездии Орион. В 1996 году было сделано открытие, что идеальное совпадение их схем приходится на день весеннего равноденствия в 10 500
В легендах шумеров, у египтян, в индийских Ведах были обнаружены одинаковые числа (12, 30, 36, 54, 72, 108, 2160, 4320), которые «всплывают» в храмах Камбоджи. Один астроном назвал их числами прецессионального кода, это связано с движением Земли вокруг оси. (Наткнулся в интеренете на такое пояснение термина: «Ось вращения Земли по отношению к Небесной механике с точки зрения земного наблюдателя. Объясняю. Сейчас ось на севере Земли указывает в небе на Полярную звезду. Значит Север там! Но так было не всегда! Примерно 26000 лет назад для моряков, магов
Судя по некоторым совпадениям, эти числа были знакомы главному архитектору или жрецам. Например, 54 башни в храме Байон с каменными лицами, в сумме 216 изображений, а это число ровно в десять раз меньше продолжительности одной прецессиальной эры. 54 бога и 54 демона (в сумме 108!) тянут змея на барельефе Пахтание океана, когда Вишну добывает эликсир бессмертия.
Согласитесь, очень занимательная нумерология, на которую я наткнулся в одном
Фото автора