Группа «Хуун-Хуур-Ту» — солнце тувинской музыки!

Молитва в исполнении группы Самый молодой участник группы Радик Тюлюш Саян Бапа – однин из основателей группы Хуун-Хуур-Ту Главный перкуссионист Алексей Сарыглар играет на дуюге хапчыге Кайгал-оол Ховалыг – народный хоомейжи республики Тыва Бызаанчы и флейта шоор Дошпулуур Звучит Одуген Тайга Игиль Инструмент украшает голова лошади В концертной студии Дождя ждут появления музыкантов Радик Тюлюш виртуозно играет на дошпулууре Кайгал-оол Ховалыг – народный хоомейжи республики Тыва На сцене Хуун-Хуур-Ту На сцене Хуун-Хуур-Ту На сцене Хуун-Хуур-Ту, Красноярск, февраль 2015 г На сцене Хуун-Хуур-Ту в Красноярске

Недавно в Красноярске прошло удивительное событие. Красноярск с единственным концертом посетил один из самых известных на мировой сцене коллективов из Азии, из бывшего СССР — тувинский квартет «Хуун-Хуур-Ту».

Музыканты виртуозно владеют народными инструментами и блестяще исполняют горловое пение в самых разных стилях. В их репертуаре древние тувинские молитвы, боевые песни, песни о любви, всё, что артисты многие годы собирали по дальним кожуунам.

В действительности «Хуун-Хуур-Ту» — это не просто экзотика. Статус, который тувинские музыканты занимают в мире, очень чётко и недвусмысленно показывает, что их музыка является частью мировой культуры, причём не изолированной, а полностью открытой для влияния и экспериментов.

Как ни странно, наши ближайшие соседи в Красноярске ни разу не были. И вообще в сибирских городах выступали только в Омске, Абакане, Улан-Удэ и, пожалуй, всё. В крае много раз бывали в Шушенском, на этнофестивале. И вот, спустя много лет мировой известности «Хуун-Хуур-Ту» посетили Красноярск.

Концерт был посвящён двум событиям. Первое в прошлом году широко отмечалось в Туве и узко в России — это столетие присоединения Тувы к России (в 1914 году Урянхай вошёл под протекторат России). Второе событие в прошлом годе не состоялось, зато пройдет в этом году — XVI Международный фестиваль живой Музыки и Веры «Устуу-Хурээ» в Чадане (исторической столице Тувы).

В небольшой концертный зал студии «Серебрянный дождь» набилось около пятисот зрителей. Люди чуть на головах соседей не стояли. И концерт прошёл на одном дыхании, полтора часа пролетели как один миг. Гостей встретили как, наверное, никаких звёзд не встречали.

Кайгал-оол Ховалыг — народный хоомейжи республики Тыва. В прошлом простой пастух, он стал одним из самых известных тувинских горловиков стиля каргыраа в мире и прекрасным исполнителем лирических песен.

Саян Бапа родом из Ак-Довурака, занимался музыкой в Кисловодске. После перестройки вернулся в Тыву и стал одним из основателей группы и универсальным инструменталистом — он играет и на дошпулууре, и на игиле, на акустической гитаре, поёт так же в стиле каргыраа.

Алексей Сарыглар — главный перкуссионист группы. Сам изготавливает свои инструменты: дуюг из вываренных конских копыт, барабан кенгирге, обтянутый козьей кожей, мембранофон хапчыг и др.

Самый молодой участник коллектива — Радик Тюлюш — научился горловому пению у своего деда, к которому ездил в дальнюю таёжную деревушку. Сейчас много выступает сольно, играет на всех инструментах на дошпулууре, игиле, бызаанчы и флейте шоор.

А начали концерт «Хуун-Хуур-Ту» с молитвы — это когда мужчины выходят на самую высокую вершину, у каждого рода есть такое место, и исполняют эту молитву, прося у вечного Отца-Небо и Матери-Земли благословения для народа, здоровья для рода, благополучия для скота.

Когда все четверо певцов, удобно устроившись на сидушках, одновременно заревели мощными, грудными голосами, по коже и по всему залу прошла дрожь. Казалось, что сейчас этими звуками всех зрителей вынесет из зала. Настолько это было сильно и торжественно, вибрация пронимала до мозга костей.

Молитва плавно перешла в песню — название ее переводится не то чтобы «Чужая земля», а, скорее, «Другая земля». У каждого есть малая родина, откуда мы произошли, и кочевник закрывает глаза и видит свои родные места.

Когда звучит песня, ты явственно слышишь, как стучат копыта по степи, шумит в траве ветер и как путник поёт о доме.

Жизнь любого кочевника, и тувинца в частности, связана с лошадьми. И, конечно же, древние авторы никак не могли обойти их стороной и не сложить о них песен. Песня «Каурый иноходец» была сочинена в XVII веке, в ней рассказывается, как мужчина скачет на своём, быстром как ветер, скакуне с запада на восток, оставляя за спиной дом, род, завистников и врагов и поёт песню своему коню Чахо.

Как звучит горловое пение без инструментов, когда мужчина садится в одиночестве и поёт о своей любимой женщине, когда у него уже не хватает слов? Он начинает извлекать эти звуки — эссенцию чувств, эссенцию мыслей, которая рвётся из сердца, из груди. Именно такую песню спел в стиле сыгыт Кайгал-оол Ховалыг.

Совсем другое дело — песня Одуген Тайга. Это священное место, сакральное. Здесь начинается Ени-сай — Мать-река. У русских она называется Батюшка Енисей, но всё равно река остаётся священной. Это песня охотника, который бережёт её и охраняет. В этой песне есть всё: и мощь реки, и бескрайний простор степи и тайги пение птиц, и вой волка — всё то, что всегда окружало человека, давало ему силу и волю, вдохновение и радость…

История этого коллектива начинается в далёком 1992 году, когда Кайгал-ул Ковалюг, братья Александр и Саян Бапа (эти трое начинали ещё с ВИА «Аян», созданной в 1978 году при Тувинской государственной филармонии «в целях пропаганды тувинской музыки») и Альберт Кувезин организовали группу Кунгуртук (это река и местность в Тере-Хольском кожууне, слово больше монгольское и переводится как «Родина солнца»). Через некоторое время они сменили название на привычное Хуун-Хуур-Ту.

— Хуун, по-нашему, — солнце, хуур ту — его свечение, лучи, — рассказал Саян Бапа перед концертом, — Поэтому название группы можно перевести как «Солнцеворот». Бывает такой эффект — когда солнечный свет пробивается через облака, разбиваясь на множество лучей, как голоса при горловом пении.

Свою миссию артисты видели в том, чтобы показать всему миру уникальные музыкальные традиции своей родины. При этом они не исключали в своей музыке появления элементов других стилей.

Поначалу музыканты экспериментировали с самыми разными инструментами: у них звучала и арфа, и шотландская волынка, и синтезатор… Альберт Кувезин через некоторое время ушёл из ансамбля, решив уделять больше внимания западной музыке, и стал работать на стыке традиционного тувинского пения, рока и европейского авангарда. Он создал свою фолк-рок группу «Ят-Ха».

«Хуун-Хуур-Ту» же нашёл свой путь — музыканты остановились именно на традиционном исполнении тувинских песен и под аккомпанемент народных инструментов.

— Как-то учёные назвали такие песни ландшафтной музыкой — так оно и есть, — тихим и задумчивым голосом продолжал рассказывать Саян Бапа, — вся поэзия наших песен аллегорична, связана с человеком живущем в определённом месте, описывает определённую гору или долину и как это сочетается с человеком, с женщиной.

Впервые за рубеж поехали в Швецию. Тогда они работали, не сказать что в стиле этно-рок, скорее этно-поп. У них были электронные инструменты (группа называлась «Аян»), но они начинали пробовать и традиционные инструменты. А тут фестиваль в Швеции и организаторы были краем уха наслышаны про молодую тувинскую группу. Вот и пригласили — там ребята впервые и выступили на зарубежной сцене.

А коллективом «Хуун-Хуур-Ту», совместно с ансамблем «Тува», в 1993 году музыканты совершили легендарную поездку в США, где произвели настоящий фурор.

— Я с молодости занимался разнообразной музыкой: и классикой, и джазом, и джаз-роком, — рассказал Саян, — для меня запоминающимся событием была встреча с Френком Заппой. И, по идее, он дал нам карт-бланш, он сказал музыкантам мира: «Послушайте — это достойно того». Это было сильно и приятно и отражается до сих пор: куда бы мы ни приезжали, встречаем его друзей, которые приходят к нам на концерты — это и Роберт Фрипп, Брайан Ино, Стив Уандер. Это не забываемо, даёт хорошие ощущения.

В том году «Хуун-Хуур-Ту» сделали совместную запись с группой «Cronos Quartet». А на следующий год они выпустили свою первую пластинку «60 Horses in My Herd: Old Songs and Tunes of Tuva».

С тех пор «Хуун-Хуур-Ту» объехали с концертами почти весь мир. Они выступали в престижнейших залах Европы, Азии и Америки, им рукоплескали в Японии, где сразу же появилась группа-подражательница, были приглашены принять участие в одном из престижнейших европейских музыкальных фестивалей в Рединге.

— В гастрольных поездках проводим примерно половину всего времени, — улыбаясь, добавляет Саян, — месяц на гастролях — месяц дома. Конечно, всё зависит от туров — иногда едем в Америку, оттуда в Европу. Или из Европы в Китай сразу же.

Но после гастролей постоянно возвращаются домой. Это просто необходимо, чтобы напитаться энергией, вдохновением от родной земли. Поэтому музыканты и закрывают глаза, когда играют, чтобы яснее представить родные просторы, дом, степь.

— Я представляю себе места детства — запад Тувы, — продолжает Саян, — наши красивые священные места, малую-малую родину. С братом мы объездили всю Туву и прекрасно её знаем. Каждая песня несёт частицу родины. Когда мы поём о каком-то конкретном месте мы знаем, о чём поём.

Древние традиции, шаманизм особо не влияют на творчество группы — осознание, его присутствие, что они родом оттуда, но никаких ритуалов не соблюдают. Они просто играют народную музыку, которую степняки сочиняли веками.

Тувинцы — народ музыкальный, поющий, а талантов всегда было мало. Но традиции до сих пор живут. Если музыканты в глубоком детстве заинтересовались этим, пели песни отцов и дедов, и это не прошло со временем, значит, эти песни будут жить. Сейчас наметился большой подъём. Музыкантов стало на порядок больше. Теперь в Тыве есть реальный культурный центр, где собрались все заинтересованные люди: уже есть оркестр народных инструментов, как был раньше, который содержался ханом. Сейчас это возвращается, только в другом виде.

— И в России в целом происходит то же самое: возрождаются оркестры, песни русские, балалаечники, такие как Алексей Архиповский, Сергей Старостин с русскими духовыми инструментами, певица Инна Желанная — они несут настоящую русскую музыку. Не как Бабкина, я ни чего не хочу сказать, но не считаю, что это исконно русское, — добавил Саян, — а вот эти ребята приподняли занавес и дали понять, что это не исчерпаемый вид искусства. Мы ездим по фестивалям по всей России и это есть везде и в Казани, и в Москве, и в Питере, все знают этих музыкантов, начинают ими увлекаться, а следом и этой древней культурой. Любой. Россия многонациональная страна и есть много интересных музыкантов и их последователей.

На вопрос, как давно певцы начали заниматься горловым пением и сложно ли научится этому, Саян Бапа чуть пожал плечами и ответил:

— Я начал петь позже, а ребята с детства. Это не то, чтобы учёба, а подражание, желание быть как старшие — они вот взрослые, ездят на коне и поют. И ты всё это пробуешь. Это естественно. Потом уже, кто хочет, продолжает занятия. У нас пастухи или шофера поют. То же самое с голосами птиц, животных. Если у тебя абсолютный слух — ты проецируешь на себя всё, ты слышишь и повторяешь, а это игра с детства. Вы подражали же коту, собаке. Как ты слышишь мир, как ты можешь пропустить его через себя…

Когда Саян Бапа объявил, что концерт заканчивается, и они исполнят последнюю песню, из зала раздался недоверчивый голос: «Да, ладно?!" Это вызвало в зале смех, но вместе с тем и понимание, что встреча заканчивается, а с нею заканчивается и свидание с прекрасной и не- повторимой культурой вечной степи. А под занавес «Хуун-Хуур-Ту» исполнили песню Аа-Шуу Декей-о. Это песня о любимых, к которым мы возвращаемся, сидим ночами, не замечая, как тают звёзды и встаёт заря.

Всё в жизни меняется, сама жизнь очень переменчива, но что-то всегда остаётся неизменным, незыблемым — это наше прошлое, наши корни, наша культура, остов нашей жизни. Если его разрушить, забыть, то ничего не останется впереди — исчезнет будущее.

Нельзя терять связь с предками, с родиной, со всем тем, что помогает нам выживать в этом огромном мире.

Как сказали участники группы «Хуун-Хуур-Ту», последнее время по Туве они не ездят.

— Раньше часто ездили, — с горькой усмешкой добавил Саян, — сейчас просто исчезла наша машина и мы ждём её появления. Был у нас хороший УАЗик. Нам просто необходима машина. На самом деле мы пробиваем этот вопрос — люди спрашивают, и у нас есть огромное желание поездить.

Нам остаётся только ждать. Может и в Красноярск они ещё раз заедут.

Альфир ФАХРАЗИЕВ для Территории культурных событий

Фото автора

Дата публикации: 05.03.2015

Комментарии