«Реквием» Верди в программе фестиваля «Парад звезд в оперном»

На сцене Красноярского театра оперы и балета впервые исполняется — одно из выдающихся творений Джузеппе Верди — «Реквием».

Далеко не каждый театр может похвастаться наличием этого непростого произведения в своем репертуаре: его масштаб и сложность требуют объединения мощного дирижерского начала и серьезных вокально-инструментальных сил. Сегодня «Реквием можно услышать лишь в лучших оперных театрах мира, таких как «Ла Скала», Метрополитен-опера, Королевский театр в Мадриде, Ковент-Гарден.

«Реквием» уникален. Это, пожалуй, единственное крупное произведение маэстро, которое не является оперой, но при этом вошло в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы. Оно звучит не как траурное отпевание, а как драма человеческой смертности. Четыре солиста воплощают четыре человеческих архетипа — разных по своей сущности, прожитой жизни и пришедших к финалу своего существования.

Это произведение является посмертным посвящением писателю Алессандро Мандзони, другу и кумиру композитора. Впервые оно прозвучало в стенах церкви Святого Марка в Милане.

«В свое время Верди завещал не театрализировать „Реквием“, отчасти, мы выполнили его завет, — рассказывает режиссер-постановщик спектакля Надежда Столбова. — Для меня, как для режиссера, эта премьера, прежде всего, музыкальная. У нас нет постановки в прямом смысле слова. Все по классическим канонам — на сцене оркестр, перед ним стоят солисты, хор, сидящий на высоком станке времен Шекспира, возвышающийся над всеми».

Весь «Реквием» сопровождается видеорядом. Для этого используются серии офортов Франсиско Гойя: «Капричос» (исп. Los Caprichos — причуды), «Диспаратес» (исп. Los Disparates — нелепость, безумства), репродукции работ Микеланджело и фотографии готических соборов, где исполнялось это музыкальное произведение.

Премьера «Реквиема» Верди проходит в рамках программы VI Международного фестиваля «Парад звезд в оперном». Главные партии исполняют гости фестиваля: Лолитта Семенина (Большой театр, г. Москва), Ирина Долженко (Большой театр, г. Москва), народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков (Мариинский театр, г. Санкт-Петербург), Эрдэм Эрдоган (Измирский театр оперы и балета, Турция).

«Мне бы хотелось, чтобы при помощи проекций зритель смог услышать и, главное, понять музыку Верди, — говорит Надежда Столбова. — Возможно, даже почувствовать животный страх, поскольку эти эмоции очень схожи по „окраске и тональности“ с музыкой композитора».

Владимир Примаков

Дата публикации: 11.02.2015

Комментарии