Пасхальные радости

5 мая 2013 года весь православный мир отмечает Пасхальное воскресенье — второе рождение Иисуса Христа. Для православных народов это самый главный христианский праздник, тогда как в католичестве главным считается Рождество. Но для наших единоверцев Воскресение Христа издавна являлось величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству

 

Тем не менее, в период всеобщего атеизма в нашей стране были утеряны многие традиции этого праздника, особенно связанные с декоративно-прикладным творчеством. Даже в 70-е годы ХХ века советские люди с завистью заглядывались на редкие пасхальные открытки из дружественной ГДР, на которых среди зеленой, специально выращенной к Пасхе травки, выстраивались пышные композиции из разноцветных яиц. А в СССР, в отсутствие специальных красок, яйца к Пасхе красили в основном луковой шелухой. Впрочем, изобретательные люди красили яйца тряпочками, фантиками и даже лекарствами. Например, лекарство от малярии «акрихин» придавало яйцам яркий желтый цвет. Но при всей изобретательности народа уходили и забывались традиции и техники росписей. И низкий поклон тем редким умельцам, что донесли эти традиции до наших дней, когда наши соотечественники получили возможность открыто создавать великолепные авторские пасхальные сувениры и композиции.

Яйцо — главный символ Пасхи. У христиан оно символизировало мир, обагренный кровью Христа и через это возрождающийся к новой жизни. А в язычестве, чьи традиции тесно переплелись в нашей стране с христианскими, яйцо было символом возрождения и обновления природы.

Первое яйцо, полученное в Христов день, по народному поверью, никогда не должно портиться, если оба похристосовавшиеся приветствовали друг друга пасхальным приветствием от чистого сердца. Поэтому многие хранили его на божнице до новой Пасхи. Но остальные яйца должны были биться, чтобы дать тем самым толчок к развитию и обновлению природы. И битые яйца не просто съедались. Их собирали те, чьи яйца при «стуканье» остались целыми. Как вспоминают наши деды, умелые бойцы в пасхальные дни домой по целой сумке набитых ими яиц приносили. Были и хитрованы, что подделывали деревянные болванки под натуральные яйца. У них, конечно, добыча была самая богатая, если только на этой хитрости их не ловили. А тогда и яйца отбирали и самого ловкача поучали честности «боем».

В европейской части России, кроме куличей, делали творожную пасху с изюмом. Во многих семьях как главную реликвию передавали из поколения в поколение специальную деревянную форму для творожной пасхи. В нее накладывали подготовленный сладкий творог с изюмом и в течение суток с помощью формы творог отжимался. А когда форму снимали, на полученном творожном «торте» отпечатывались прорезанные на форме кресты и узоры. Именно этот творожный шедевр пасхой и назывался. В сибирских же деревнях «паской» издавна называли куличи.

Только на Пасху у нас в Сибири устанавливали качели. Раньше для этих забав было холодновато. А с качелями связывали уже другую магию. Например, чтобы выйти замуж за любимого человека, девушка должна была покачаться с ним вместе на качелях и специальную песенку спеть. «Сначала покачаемся, потом и обвенчаемся» — это слова именно из такой песни.

На Пасхальной неделе у наших предков было много забав и обрядов. Но издавна лучшим способом провести Пасху было хождение в гости. Наверное, стоит продолжить эту традицию и сегодня, чтобы подарить себе радость общения в наш общий и самый главный праздник.

Опубликовано: ГЦНТ Дата публикации: 05.05.2013

Комментарии