Константин ЯКОБСОН: «Нужно работать на опережение, уметь предвосхищать будущее»

Красноярская государственная академия музыки и театра (КГАМиТ) — своеобразный форпост культуры Красноярского края. Несмотря на то, что открылась она в городе на Енисее более 30 лет назад, совсем недавно сдан в эксплуатацию центральный корпус, и вуз, получив не только дополнительные площади, но и материальное оснащение, стал активно осваивать пространство. О том, чем сегодня живёт и дышит академия, рассказывает её ректор, заслуженный деятель искусств России, профессор Константин Александрович Якобсон.

 — Константин Александрович, быстро меняющийся мир требует и новых подходов в организации обучения и апгрейда всей системы образования — удаётся ли отвечать на запросы времени?

— И педагогический коллектив, и руководство академии понимают, что нужно работать на опережение, уметь предвосхищать будущее. Сегодня востребован именно тот вуз, который имеет много направлений в своём развитии. Многопрофильным легче выживать. Поэтому завтрашний день академии немыслим без появления новых специальностей, я ранее говорил о необходимости их открытия, и уже можно проследить, что сделано в этом направлении.

В текущем учебном году мы начинаем набор на заочную форму обучения на театральном факультете. Судите сами: в крае 12 профессиональных театров и множество самодеятельных, которым требуется наша «скорая профессиональная помощь». Студенты, которые заканчивают театральный факультет КГАМиТ, на работу в отдаленные от краевого центра города не едут, стараются устроиться именно в Красноярске. Поэтому Министерство культуры Красноярского края поставило перед нами задачу оказать помощь в профессиональной подготовке актёров, уже работающих в муниципальных и самодеятельных театрах на периферии.

Кстати, заочная форма обучения актёров есть, например, в Ярославле, и опыт этот показателен. Дело чести красноярцев держать высокую планку, ведь в своё время в Норильском Заполярном театре драмы имени В. Маяковского служили такие известные актёры как Георгий Жжёнов и Иннокентий Смоктуновский, а на сцене Минусинского драматического театра ставил свои пьесы и играл в них писатель В. Янчевецкий.

Сейчас идёт достройка второго блока здания академии (около 5 тысяч квадратных метров площади, в том числе, 30 аудиторий). Намечается увеличить количество студентов до 1000 человек (сегодня их около 600). В 2015 году после сдачи корпуса в эксплуатацию мы надеемся открыть ещё несколько новых специальностей, ориентированных, прежде всего, на подъем эстрадного искусства. Чего греха таить — профессиональный уровень этого направления в крае остаётся довольно примитивным. Пока что оно рассчитано только на зрелищность и особо не претендует на какие-либо художественные свершения. В Академии будут открыты специальности по всем инструментам эстрадного направления, в том числе «Эстрадное сольное пение».

Кроме того, мы собираемся в дальнейшем открыть специальность «Драматическая режиссура». Это, если можно так выразиться, штучный «товар». Назрела также необходимость в подготовке актёров для кукольного театра, потому что в этих кадрах ощущается потребность не только на уровне края, но и России в целом. Будут дополнительные площади — можно открыть набор и на специальность «Актёр театра музыкальной комедии».

— Константин Александрович, по стране идёт волна преобразований академий музыки в университеты искусств. Не затронет ли этот процесс КГАМиТ, и что за этим может последовать?

— Вопрос связан с появлением законопроекта «Об образовании», в котором такого статуса вуза как академия не существует. И государство, наверное, задумалось о многих спорных моментах (неслучайно сегодня пока не принимается этот закон). Сегодня в стране — более 200 академий. Куда их деть? Вернуть в статус института или перевести в статус университета, который потребует несколько иного масштаба? Очень сложно найти ответ. Высказывалось предложение образовать так называемые университеты по направлениям, но сегодня под это понятие, как оно описано в упомянутом законопроекте, не подходит не один вуз нашей направленности. И даже Московская консерватория, которая имеет уже статус университета, тоже не отвечает заявленным требованиям.

Суть в том, что нужно иметь не менее семи направлений специальностей, причём, не только в области искусства, но и в смежных областях.

Эти веяния из Америки, причём, взятые бездарно — мы, дескать, хотим так же. А есть свой путь развития вузов страны с учётом местных традиций и особенностей и не надо нам навязывать сугубо американскую модель, кстати, далеко не совершенную.

До середины 2015 года мы имеем статус академии, но периодически раздаются голоса, чтобы называть наш вуз консерваторией. Однако Красноярская государственная академия музыки и театра уже завоевала свою нишу и своё место под солнцем, и становиться одной из многочисленных российских консерваторий, я считаю, глупо — это моя принципиальная точка зрения.

 — Болонская система, в которую вовлечена сегодня Россия, нацеливает на интеграцию вузов, на обмен студентами, преподавателями…

— Об академической мобильности студентов мы пока можем только мечтать, не считая тех единичных случаев, когда заграничную учёбу оплачивают обеспеченные родители — но это капля в море. Все взаимообмены требуют определенной финансовой поддержки, и предоставить средства должно государство. Я недавно побывал в Польше и видел, что там реально действует обмен студентами и преподавателями. Российские вузы, в том числе, и наша академия, реализуют пока только внешнюю сторону Болонского процесса: перешли на подготовку бакалавров и магистров. Всё! Обидно, но Россия отрезана от всего другого мира. Сейчас наш вуз прорабатывает вопрос о вступлении в Ассоциацию музыкальных вузов Европы, и, думаю, это произойдет. Подобные решения можно рассматривать как первый шаг к тому, чтобы преодолеть нынешнюю оторванность от мира.

— Развитие творческой личности немыслимо без грамотных наставников, знающих свое дело преподавателей. Как в КГАМиТ обстоят дела с такими кадрами?

— Кадры надёжные. В числе педагогов два действительных члена Международной академии наук высшей школы, член-корреспондент Сибирской академии наук высшей школы, 27 профессоров и докторов наук, свыше 50-ти доцентов и кандидатов наук. Около 30 педагогов удостоены почетных званий в области искусств России, более 30 являются лауреатами международных и Всероссийских конкурсов. Многие профессора создали свои самобытные творческие школы.

В то же время у нас нет ни одной кафедры, где бы ни была представлена смена. Наиболее показательны в этом смысле кафедры «Теории музыки и композиции» и «Звукорежиссура» (средний возраст профессорско-преподавательского состава 30–40 лет).

— Все ли необходимое создано в КГАМиТ для иногородних абитуриентов (общежития, условия для учебы, занятий спортом, физкультурой)?

— В первые годы работы академии, случалось, мы размещали абитуриентов в спортзале. Теперь все иногородние получают место в общежитии. Правда, инфраструктура здесь развита не в полной мере из-за недостаточного финансирования. Хотелось бы открыть полноценный пункт питания и предоставить ребятам более просторный тренажерный зал, комнату отдыха и читальный зал для занятий. Площади есть, но денег на ремонт не хватает. Хотя наше общежитие далеко не самое худшее среди студенческих общежитий Красноярска.

— Красноярская академия музыки и театра известна на всю Россию своими проектами. Это и фестиваль-конкурс «Надежда», и «Весенние хоровые капеллы», и международный конкурс дирижёров академических хоров. Что они дают академии и краю?

— Я думаю, эти проекты всегда будут жить и развиваться в стенах нашей академии (они проводятся с интервалом в три года). В апреле 2012 года на конкурсе «Весенние хоровые капеллы» мы ожидаем большой приток зарубежных конкурсантов из Америки, Польши, Чехии и представительство из российских вузов: Московской и Нижегородской консерваторий, Московской хоровой академии и др.

Есть ещё проект «Сибирские камерные ассамблеи». Сейчас он пока осуществляется в Екатеринбурге, но думаю, в ближайшее время вернётся в Красноярск, потому что моё глубокое убеждение — камерную музыку надо поддерживать. Этот жанр при всей его внешней невостребованности (не имеет такого широкого круга любителей, как некоторые сольные жанры исполнительства) нуждается в развитии, потому что без камерного исполнительства в обществе прослеживается определённая ущербность. Точно также нужно поддерживать и художественное чтение. Сегодня очень мало исполнителей в этом жанре, но это не значит, что он должен исчезнуть.

— Ещё свежи впечатления от апрельского международного музыкально-театрального фестиваля-конкурса «Надежда-2011». Он выявил тревожные симптомы — иссяк поток по некоторым специальностям, прежде всего, это «струнные инструменты», а также «баян-аккоредон»…

— Число ребят, обучающихся по этим специальностям, неуклонно сокращается. Итоги мониторинга подтолкнули нас к тому, чтобы изменить цифры приёма в этом году. Мы анализировали причины. Баян и аккордеон сегодня стоят в среднем от 200 до 500 тыс. рублей — не каждый студент может себе позволить такую покупку. Струнные инструменты все эксклюзивные, авторские, поэтому тоже достаточно дорогие. Вторая причина ослабления интереса к этим инструментам — не очень хорошая перспектива — низкий уровень зарплаты, как педагогов, так и исполнителей. В оркестре музыканты получают всего 7–12 тысяч рублей в месяц. А чтобы стать хорошим скрипачом, альтистом или виолончелистом, нужно 20 лет напряженного труда!

Многие не выдерживают. Поэтому я вижу впереди кризис определённых специальностей. В этот перечень попали духовые медные и деревянные инструменты и даже некогда чрезвычайно популярная специальность «музыковедение».

 — Невесёлая вырисовывается картина…

— Сегодня, по сути дела, нет такого важного явления в развитии и воспитании детей как духовой оркестр. Раньше во всех детских домах «жили» духовые оркестры, они существовали при клубах, при ДК, как что-то неотъемлемое. Многих подростков искусство отвлекало от улицы. Почему в Японии, в Европе досуг детей направлен в спорт, в сферу искусства, либо в технические кружки, а у нас — духовная катастрофа. И не случайно обострение криминогенной обстановки: рост алкоголизма и наркомании среди детей — всё взаимосвязано.

В музыкальных школах ограничено финансирование бюджетных мест, и они вынуждены брать немалую родительскую плату даже за обучение детей в начальных классах — разве это нормально? Спохватятся, но поздно будет. Разрушить — просто, а вот создавать всегда труднее. Поэтому большой перспективы здесь я не вижу и настроен в этом плане довольно пессимистически.

— Академия это не только место, где учат будущих музыкантов и актёров, проводят научные исследования, но и дают талантам выход на публику. В этом смысле академия для города — своеобразный центр культуры. Значит ли это, что территория КГАМиТ открыта для всех красноярцев?

— В январе 2011 года приняли первых зрителей новые прекрасно оснащённые академические концертные залы — Большой (на 434 места) и Малый (на 165 мест). Вот уже много лет работает у нас и собственный Учебный театр. Мы приглашаем на территорию академии всех, и настрой, в первую очередь, на привлечение школьной и студенческой аудитории. Для них начнут работать абонементы: «Музыкальная сказка» (для детей младшего возраста), лекции-концерты «Знакомство с оркестровыми инструментами» (для школьников), уже ставшие традиционными «Вечера баянного и аккордеонного искусства», «Музыкальные даты» и другие. Пользуются большой популярностью у красноярцев и спектакли Учебного театра.

В следующем году на сцене Большого академического концертного зала выступит лауреат международных конкурсов, профессор РАМ им. Гнесиных Владимир Тропп. Мы получили согласие на выступление от известного польского пианиста Кароля Радзивиновича, который сыграет в нашем Большом Академическом зале концерт из произведений Шопена. Дал согласие приехать в академию с концертом и лауреат международных конкурсов, профессор Иерусалимской академии музыки и танца и консерватории Михаил Богуславский. Ожидаем исполнителей на ударных инструментах из Монголии.

— У Академии есть мощный ресурс — собственные творческие коллективы (хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ», духовой оркестр, симфонический, оркестр русских народных инструментов, хор студентов, ансамбль ударных инструментов и т. д.). Привлекаются ли они для решения городских и краевых задач?

— Конкурс «Весенние хоровые капеллы», например, проводим всегда совместно. Фестиваль-конкурс «Надежда» тоже общий. Часто наши коллективы приглашают выступить на общегородских и краевых мероприятиях.

В следующем творческом сезоне симфонический оркестр КГАМиТ примет участие в международном проекте Бахакадемия. Симфонический оркестр также постоянный участник зимнего Суриковского фестиваля, который по традиции ежегодно проводит Главное управление культуры Администрации г. Красноярска.

Когда Красноярский край задействован во Всероссийском проекте «Дельфийские игры», то всегда принимают участие в нём и студенты нашей академии, и, кстати, завоевывают там призовые места. Так сложилось, что мы не мыслим себя отдельно от города и края.

ДОСЬЕ

Константин Александрович ЯКОБСОН.

Окончил Уральскую государственную консерваторию им. М. П. Мусоргского, аспирантуру при Уральской государственной консерватории. Работал преподавателем хоровых дисциплин в Магнитогорском музыкальном училище, дирижёром-хормейстером Магнитогорской государственной капеллы.

С 1978 года работает в КГАМиТ: преподаватель, старший преподаватель, декан, проректор, ректор. С 1987 года доцент (с 1978 года по 1993 работал хормейстером в Красноярском театре оперы и балета).

В 1996 году утверждён в ученом звании профессора по кафедре хорового дирижирования. Кандидат наук, действительный член МАН ВШ. Заслуженный деятель искусств России. Руководил хором мальчиков «Поющие мальчиши», детской хоровой студией «Юные сердца».

С 1991 года — художественный руководитель и дирижер хорового ансамбля солистов «Тебе поемъ». Женат. Имеет трех дочерей. Увлечения: автомобиль, охота, рыбалка, садоводство.

Беседовала Наталья ВЕЛИКОВСКАЯ

Опубликовано: газета «Музыкальное обозрение», №11, 2012 г. Дата публикации: 01.11.2012

Комментарии