Впервые в России оперетта Франца Легара «Царевич» поставлена Красноярским музыкальным театром

Царевич, сцена из спектакля, режиссер Вячеслав Цюпа Сцена из спектакля Царевич Царевич - Алексей Мотинов-Соколов Музыкальный театр, спектакль Царевич Придворные дамы. Спектакль Легара Царевич Маша - Наталья Тимофеева и Иван - Иван Сосин Царевич, сцена из спектакля, режиссер Вячеслав Цюпа Музтеатр Красноярска, Сцена из спектакля Царевич Царевич - Светлана Кольянова Цыгане в спектакле Царевич Сцена из спектакля Царевич

Несколько десятилетий тому назад горожане гордились тем, что в их любимом театре, впервые в России, поставлена оперетта Франца Легара «Фраскита»

 

В октябре нынешнего года классическая составляющая репертуара Красноярского музыкального театра пополнилось еще одним легаровским «эксклюзивом»: «Царевич» ранее не шел в театрах России. Кстати, русский текст этого произведения создан для постановки в 1990 году в Киевском театре оперетты (в содружестве с И. Петровой) режиссером Борисом Рябикиным, работавшим в 80-е годы минувшего века в Красноярском театре оперы и балета.

Для Вячеслава Цюпы спектакль «Царевич» — дебют в Красноярском музыкальном театре в качестве главного режиссера. Это не первое его обращение к наследию Легара. В творческом портфеле В. Цюпы нетривиальные постановки «Веселой вдовы» и оперетты для детей «Петер и Пауль». Но, пожалуй, именно в «Царевиче» ярче всего раскрылся его режиссерский дар.

Как известно, во второй половине своей жизни Легар пришел к мысли, что публику надо не только веселить, развлекать, но и волновать. Шесть его последних оперетт, в том числе и «Царевич», — это своеобразные лирические драмы с печальным исходом, которые в музыкальных — театральных кругах стали называть «легариадами».

Судя по всему, Цюпе очень близка эмоциональная атмосфера «легариады», воспевающей любовь, которая не знает преград, сближая наследника престола и танцовщицу. Режиссер проявил себя как тонкий психолог, помог актерам быть предельно естественными и искренними, вызывающими сопереживание зала. Эффектная находка постановщика — финальный сюрприз для публики. Казалось бы, спектакль окончен, зрители опечалены трагической развязкой сюжета. И вдруг из глубины зала звучит голос певицы, исполняющей роль главной героини. С песней, которую можно назвать гимном торжествующей любви, она поднимается на сцену, где пленительную мелодию подхватывают все участники спектакля.

Прекрасным союзником и помощником режиссера, особенно в решении массовых сцен, стал московский хореограф Александр Бабенко. Радует глаз оформление спектакля, осуществленное московским художником Светланой Архиповой. Кого-то может смутить смешение эпох в костюмах персонажей. Но в данном случае это ход кажется вполне оправданным. Ведь в основе мелодрамы Легара псевдоисторическая пьеса Габриэли Запольской.

Главное достоинство произведения, к которому обратился красноярский театр, — чарующая музыка гения неовенской оперетты. Ее элегантность, изысканность, поэтичность убедительно доносят до слушателей музыкальный руководитель постановки Валерий Шелепов, его коллега по дирижерскому «цеху» Василий Убиенных и оркестр, хор под управлением Ларисы Сивых и солисты.

К премьере достойно подготовлено несколько исполнительских составов. Многие артисты уже представили свои работы на суд зрителей, некоторым это еще предстоит. Ольга Сосновская одинакова хороша в двух контрастных ролях: танцовщицы, жертвы придворных интриг Саши и простолюдинки, хохотушки Маши. И со сложными вокальными партиями она справляется на уровне высокопрофессиональной оперной певицы. Очень трогательна и другая Саша: явно растущая в вокальном отношении Мария Селиверстова. В роли Маши, кроме Ольги Сосновской, с полной самоотдачей выступают Наталья Тимофеева и Татьяна Танких. И трудно кому-то из них отдать предпочтение.

По-своему интересен каждый из артистов, воплощающих образ проворного денщика Вани: Андрей Луговской, Иван Сосин и Дмитрий Злобин, только что пришедший в театр по окончании Красноярского колледжа искусств. Сокурсник Дмитрия Злобина — Максим Шилов успешно дебютировал в роли коварного министра иностранных дел. Исполняя в качестве вставного номера знаменитую арию из оперетты Легара «Страна улыбок», он не менее выразителен, чем опытный Владимир Родин.

С неожиданной стороны раскрылся Валерий Бурдик, демонстрирующий недюжинное драматическое дарование в роли дядюшки Царевича. Невозможно удержаться от смеха при виде западноевропейских принцесс, тщетно претендующих на внимание сына Петра Великого, в исполнении Валентины Литвиной, Галины Кички, Марины Малькович и Екатерины Червовой. Очень трудна и масштабна титульная роль — партия, рассчитанная на уникальные данные любимого певца Легара — выдающегося оперного тенора Рихарда Таубера.

Интересно отметить, что последние произведения Легара современники называли не только «легариадами», но и «таубер-опереттами». В красноярском спектакле теноровая партия «адаптирована» для баритона. Тем не менее, она по-прежнему остается «крепким орешком». Пока Алексей Соколов и Виктор Елизаров «сражаются» с ней с переменным успехом. Но оба молоды, обаятельны, наделены красивыми голосами и настолько прониклись страданиями Царевича Алексея, что публика принимает их с большой теплотой и благодарностью.

Творческим кредо Франца Легара можно считать следующее его высказывание: «Я не могу усматривать назначение оперетты в том, чтобы подвергать осмеянию все прекрасное и возвышенное. Моя цель — облагородить оперетту». Думается, новый спектакль нашего музыкального театра вполне соответствует этой цели.

Любовь Лаврушева

Дата публикации: 26.10.2012

Комментарии