Канский видеофестиваль

П.Лабазов (Москва) Киноплакат №1  Итоговая пресс-конференция Организаторы фестиваля Увидели плакат

Все фильмы в гости к нам!

Все дороги, как известно, ведут в Рим, вот дороги многих режиссеров мира, работающих в жанре видео, ведут в Канск. Здесь, в небольшом сибирском городке, казалось бы, далеком от не то чтоб от Рима, а и от Крыма, в конце августа прошел международный видеофестиваль под красноречивым слоганом — «Первый в мире, восьмой в Сибири!».

Дорога от Красноярска до Канска пока не тянет на автобан, но это не пугает автотуристов, из числа режиссеров и художников, кои приезжают на фестиваль своим ходом с Западной части страны. В эти дни в Канске можно было услышать не только английскую, но и японскую речь. Впервые в рамках видеофестиваля был проведен минифестиваль японской анимации, по этому случаю в город прибыла делегация во главе со вторым секретарем посольства Японии в России.

Тема фестиваля — «Бесконечность», та самая, что не дает покоя людям думающим. Непросто было оргкомитету в бесконечном потоке «бесконечных фильмов» (500 заявок со всего мира), отобрать самые безбашенные работы, или наоборот — забабашенные, это кому как нравится. С охами-ахами оргкомитет отобрал таки 59 работ из 24 стран. В их числе три фильма из Красноярского края.

В программе инновационные, экспериментальные и просто отличные от других короткометражные фильмы. В Сибирь, по бесконечным рассейским дорогам, за своими призами приехали призеры прошлого года из Франции и Испании. А господин Федерико Шмуклер, обладатель Гран-при за фильм «Реалити-шоу», прикатил за «Золотым пальмовым секатором» аж из Мексики. Разве можно сейчас представить, что восемь лет назад фестиваль начался с…шутки.

Вот что по этому поводу поведал почетный президент фестиваля Андрей Сильвестров: «Фестиваль стал знаковым событием в мире видео-арта, вырос из шутки, из игры слов между городами Канны во Франции и Канск. Фестиваль стал большой и серьезной работой для его организаторов, но энергия шутки осталась и радует горожан. И они уже гордятся своим Канским фестивалем. Все больше горожан творчески участвуют в фестивальной деятельности. Следующий фестиваль хотелось бы приурочить к 90-летию знаменитого режиссера Федерико Феллини. А местные творческие коллективы могут подготовить за год тематические номера по его творчеству. Фестиваль считается новаторским, мы пытаемся делать новое искусство, однако каким оно будет решать нам вместе».

Чего-чего, а новаторства хватало, новый арт-объект — «Памятник неизвестному художнику» чего только стоит?! Создатель скульптуры из бетона на центральной аллее города тоже предпочел остаться неизвестным художником. Жаль, что он не смог наступить на горло собственной песне, придумав в своем воспаленном мозгу фигуру кризисом прибитого художника: в руке только мел, а вместо холста асфальт — дешево и сердито. Впрочем, оценку этому шедевру даст время.

Неординарным получился и проект с киноплакатами, которые, похоже на скорую руку, сваяли два известных московских художника, причем за весьма неплохой гонорар. Несколько плакатов, каждый в единственном экземпляре, развесили на разных зданиях города. На стене торгово-развлекательного комплекса «Порт-Артур», практически напротив «высаженной» в прошлом году Пальмовой аллее, состоялось торжественное открытие первого киноплаката.

Директор фестиваля Павел Лабазов полушутя-полусерьезно заметил, что «с этого момента капитализация Канска возросла примерно на полмиллиона фунтов стерлингов, потому что работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова высоко ценятся на Западе».

Глава города Андрей Сидельников отметил, что администрация работает по всем направлениям, старается развивать промышленность, но видеофестиваль — «это целенаправленное движение вперед, к городу высокой культуры. Поэтому все оргкомитеты проходили на уровне министерства культуры края, а Геннадий Рукша лично присутствует на всех крупных мероприятиях в Канске».

— На открытии фестиваля в кинотеатре «Космос» был аншлаг. Масса народа собралась на открытие киноплаката, это говорит о том, что фестиваль пользуется популярностью у горожан, более того география фестиваля расширяется и уже охватывает муниципальные поселения вокруг Канска — подчеркнул Сидельников, скромно добавив, — может быть он не всем понятен, впрочем, как и вся наша жизнь: кому-то хорошо, кому-то плохо. А когда всем нелегко, надо энергию созидания направить на творчество».

Перспективам развития фестиваля был посвящен круглый стол, прошедший ГДК, с участием председателя жюри, заслуженного артиста России Михаила Ефремова. Глава города выразил благодарность всем участникам и предложил уже сейчас задуматься о том, каким будет 10 фестиваль, совпадающий с 375-летием Канска.

Павел Лабазов порадовал сообщением о том, что «24 августа на канале «Культура» фестиваль был объявлен событием дня», что показы работ участников Канского фестиваля уже проходят, и будут проходить по всему миру. А сам фестиваль окреп и вышел на другой уровень благодаря информационной поддержке СМИ, тесному сотрудничеству министерства культуры края, администрации Канска и местного бизнеса.

Надежда Бакурадзе, арт-директор фестиваля начав со слов признательности за поддержку фестиваля фондом М. Прохорова, обратила внимание властей на слабую материально-техническую базу фестиваля, без которой сложно работать с творческой молодежью города в течение года. «Три фильма из края и лишь один из Канска — это крайне мало! У нас есть задумка создать культурную карту Канска, чтобы популяризировать территорию, как в России, так и за рубежом».

Александр Снетков, директор «Енисейкино» выразил желание влиться фестивальный процесс и использовать возможности его предприятия.

Елена Паздникова, первый заместитель министра культуры края призвала «двигаться в продуманном комплексе, чтобы фестивальные акции органично «ложились» на историю и социально-экономическую программу города, поскольку здесь качественнее становится культурная среда».

Итог круглого стола подвел Геннадий Рукша, министр культуры края: «Я удовлетворен работой фестиваля и в то же время понимаю, что ещё многое предстоит сделать. Отмечу несколько срезов. Для популяризации фестиваля в районах края можно подключить библиотеки. Важно взаимодействие различных правительственных структур. Ряд мероприятий можно провести с министерством образования, с ГЦНТ, с министерством по молодежной политике, спорту и туризму. Есть ресурс киносети. Обязательно надо думать о техническом обеспечении фестиваля. Нужно набирать обороты». Итак, цели поставлены, задачи определены, перспектива ясна. Край обзавелся ещё одним международным брендовым фестивалем, а Канск медленно, но верно превращается в киновидеоцентр Сибири. Без духовной пищи тоже сыт не будешь! Так что нас ждет праздник с бесконечным восклицательным знаком!»

P. S.

29 августа 2009 года в Канске были объявлены победители VIII Международного Канского видеофестиваля. Гран-при «Золотой пальмовый секатор» и первое место присуждены игровой короткометражке «Нерутина» литовского режиссера Юрате Самулионите (2007, 15'). Главный герой фильма — офисный работник среднего возраста Хенрикас, который проводит свои дни в бесконечной рутине. Он одинок, живет в своем собственном скрытном и ярком мире вещей. Эти маленькие вещи-существа хотят помочь хозяину выбраться из единообразия. Второе место члены жюри отдали работе в жанре видеоарт — «Болото», режиссер Танатчаи Бандасак из Таиланда (2008, 3'). Третье место занял игровой фильм из Великобритании «Атака птиц», режиссер Пол Гоуэрс (2008, 18')

Диплома «За лучший российский фильм 2009» удостоен экспериментальный фильм-катастрофа Студии [eq], Москва под названием «Испытания Большого Андронного Коллайдера» (2008, 2’12''). Специальный приз жюри был присужден экспериментальному видео «Два лета» режиссера из Канска Алексея Акимова. Как отметил председатель жюри Михаил Ефремов, «в коротком фильме, снятом на камеру мобильного телефона, автору удалось продемонстрировать чувство кадра и мастерство монтажа».

 

Опубликовано: Пресс-лайн Дата публикации: 07.09.2009

Комментарии